Социально-экономическое развитие в эпоху правления Николая I

6.2.3.  Социально-экономическое развитие

Развитие экономики в эпоху правления Николая I отличалось проти­воречивостью. С одной стороны, в это время начинается промышленный переворот, расширяется использование машинного труда, в первую оче­редь в текстильной промышленности. Строятся первые железные до­роги: в 1837 г. – между Петербургом и Царским Селом, в 1851 г. – меж­ду Петербургом и Москвой. Вокруг новых заводов и фабрик вырастали новые города. Правительство поддерживало отечественную промыш­ленность с помощью политики протекционизма, устанавливая высокие таможенные пошлины на импортируемые товары.

Однако промышленный переворот сдерживался крепостным правом, которое не позволяло обеспечить промышленность достаточным количеством рабочих рук. В сельском хозяйстве эффективность под­невольного труда крестьян снижалась. Большинство помещиков пы­талось найти выход не с помощью более рационального ведения хозяйства и применения новой техники, а путем усиления эксплуа­тации крестьян. Это приводило к обнищанию крестьянского хозяй­ства и увеличению числа крестьянских восстаний. Наиболее дально­видные помещики приходили к мысли о необходимости перехода к вольнонаемному труду.

Со времен Отечественной войны 1812 г. одной из существенных эко­номических проблем России оставалась инфляция. Наличие в обраще­нии большого количества денежных знаков и их разный обменный курс в различных регионах страны расширяли возможности для спе­куляций. С целью упорядочения финансовой системы в 1839-1843 гг. была проведена денежная реформа под руководством министра фи­нансов Е. Ф. Канкрина, в ходе которой осуществлен обмен старых денег на новые, обеспеченные серебром.