СОВЕТЫ ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

СОВЕТЫ ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Разместите слушателей так, чтобы вы могли их охватить одним взглядом. Для этого совсем необязательно пересажи­вать их. Достаточно прийти чуть раньше и просто расставить стулья так, как это необходимо. Можно поступить и наоборот, в соответствии с известной пословицей «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Нужно просто правильно выбрать место, а также расстояние, которое будет отделять вас от аудитории, то есть не бросаться к кафедре или на сце­ну, а занять, если это необходимо, необычное положение.

Принято выделять четыре основных способа подготовки выступления:

1)  речь написана полностью и заучена наизусть;

2)  речь написана полностью, а затем прочитана по рукописи;

3)   речь проработана в основных моментах, ее положения записаны, но она произносится без записей и заучивания;

4)  речь произносится экспромтом.

***

Заучивание наизусть имеет как преимущества, так и не­достатки. Среди преимуществ можно назвать:

  • возможность отрепетировать, отработать каждый момент речи: найти нужную интонацию для каждой фразы, продумать паузы, выработать правильную жестикуляцию и т. д.;
  • повышение общего уровня выступления за счет воспроиз­ведения «домашних заготовок» (удачных фраз, шуток и т. п.).

Недостатки заучивания также очевидны:

  • это самый трудоемкий способ, который требует боль­ших временных затрат;
  • оратор, стремящийся заучить речь наизусть, рискует за­быть какие-то моменты, поскольку заучивание предполагает дословное воспроизведение подготовленного текста;
  • еще одна опасность заключается в том, что оратор, вос­производящий текст, который был выучен наизусть, может слишком «увлечься», доставая из памяти все детали текста, в результате чего он потеряет контакт с аудиторией.

Воспроизведение речи по записи менее трудоемко, но оно может привести к тому, что речь утратит свою живость и есте­ственность. Многие из нас наверняка сталкивались с лектора­ми и выступающими, которые нудно читали по бумажке, не получая удовольствия от своей деятельности и навевая скуку на слушателей. Конечно, такой способ позволяет свести к ми­нимуму количество ошибок и недостатков, однако не стоит за­бывать, что естественность способна вызывать расположение аудитории, а к этому должен стремиться любой оратор.

Поэтому в идеале чтение, импровизацию и ситуативное выражение заранее подготовленных идей следует сочетать. Оратор, который не готовится к выступлению, никогда не бу­дет в полной мере хорошим оратором.

Есть три момента, за которыми должен следить оратор. Во-первых, это само его выступление, то, что он говорит. Это кажется естественным, но многие ораторы, которые так ду­мают, забывают об остальных объектах внимания.

Во-вторых, поведение, поскольку от того, как ведет себя человек, напрямую зависит эффект его слов.

Наконец, в-третьих, это аудитория. Оратор должен постоян­но следить за ее реакциями, изменением поведения, — посколь­ку иначе он не сможет узнать, понимают ли его слушатели, — а в случае необходимости попытаться привлечь их внимание какими-нибудь приемами или «домашними заготовками».

Контакт с аудиторией — это изменчивая величина. Он мо­жет быть нулевым (на оратора не обращают внимания), полным (все слушатели сосредоточены на выступлении) и неполным (оратору удалось «достучаться» лишь до части аудитории). Кро­ме того, контакт не является неизменным во времени: если ора­тору удалось сразу же привлечь внимание, это еще не означает, что такое положение сохранится до конца его выступления.

Оратор, который говорит сбивчиво и демонстрирует свой страх, возможно, вызовет сострадание у слушателей, но вряд ли достигнет целей, которые он перед собой поставил. Уве­ренные в себе люди привлекают внимание, причем воздей­ствие происходит не всегда на сознательном уровне.

В процессе выступления можно использовать следующие приемы, которые помогают привлечь внимание аудитории:

  • прямое требование внимания;
  • обращение к слушателям с неожиданным вопросом;
  • прерывание речи, создание паузы;
  • формирование атмосферы тайны и занимательности;
  • оживление речи с помощью пословиц, поговорок, афо­ризмов, ярких выражений;
  • использование юмора.

Постарайтесь запомнить первую и последнюю части соз­данного вами текста, чтобы вообще не заглядывать в свои заметки хотя бы в этих частях выступления. Сохранение зри­тельного контакта с аудиторией в эти моменты очень важно: даже если вы постоянно заглядывали в записи, у ваших слу­шателей все равно сформируется общее впечатление спон­танной и свободной речи.

Иногда случается, что выступающий теряет мысль. Как правило, это происходит, если он увлекся и расслабился. В таком случае лучше всего вернуться назад, вспомнить одну из предыдущих мыслей и, оттолкнувшись от нее, продолжить выступление.

Если нет возможности прокрутить последовательность положений вашего выступления в голове, можно сделать это вслух: «Итак, я рассказывал вам о…, затем мы перешли к… А теперь давайте поговорим о…».

Другой вариант поведения, не менее приемлемый в та­кой ситуации, — перейти к мысли, которую вы помните. Не бойтесь забегать вперед: вы еще успеете вернуться и сказать то, что позабыли. Если это, конечно, действительно имеет значение.

Здесь искали:

  • сочинение о пубдичном выступлении
  • сочинения как я провила публичное выступления
Опубликовано в Справочные материалы.