Сравнение произведений Мертвые души и Повесть «Живописец»

Судьба и предназначение художника в мире

  • Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя
  • Повесть «Живописец» Н.А. Полевого

Тема сочинения 1. Исследование положения художника в современном мире; романтический мотив противостояния художника и толпы.

  • Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» размышляет о судьбе художника в современном мире. Эти авторские раздумья мы встречаем в лирических отступлениях 7-й и 11-й главы, в притче о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Вывод писателя неутешителен: сурова, горька судьба художника-реалиста в современном мире, общество не в состоянии оценить его таланта, нравственных качеств, предпочитая им легкую, развлекательную литературу.
  • Романтический мотив противостояния художника и толпы лежит в основе повести Н.А. Полевого «Живописец». Писатель с горечью осознает то, что творческой, гениальной личности нет места в современной жизни. У героя повести трагическая судьба. Общество не в состоянии оценить его талант, его неординарную личность, его стремление к небесному идеалу. Любовь его заканчивается несчастливо (его любимая девушка Веринька выходит замуж за другого человека), и в финале Аркадий погибает, получив желаемое признание своего таланта лишь после смерти. «Земное» в повести вроде бы негласно торжествует: мы видим картину безмятежной, счастливой семейной жизни Вериньки. Однако авторская позиция здесь вполне определенна: в этом описании, в самом портрете героини звучит и тонкая ирония рассказчика, и его сожаление о трагической судьбе гения в этом мире.

Тема сочинения 2. Мысль автора о несовершенстве современного общества.

  • У Гоголя в поэме «Мертвые души» звучит мысль о несовершенстве современного общества, «лицемерно-бесчувственного современного суда», отнимающего у настоящего художника «и сердце, и душу, и божественное пламя таланта».
  • В подтексте повести Полевого «Живописец» также горестно звучит авторская мысль о несовершенстве общества и самого человека, в душе которого нет гармонии между повседневной бытовой, «вещной» жизнью и извечной тоской по небесному идеалу [33].

Тема сочинения 3. Сопоставление двух типов художественного творчества.

  • В 7-й главе автор рассуждает об отношении к искусству, представляя читателям писателя-романтика, развлекающего публику внешне занимательными сюжетами, и писателя-реалиста, обнажающего паутину мелочей повседневной жизни. Столь же различны и выбранные ими персонажи. Романтик «приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека», писатель-реалист же не может пройти мимо характеров «скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью». Различно и отношение общества к этим писателям. Участь первого — признание публики, слава, всенародное признание. Участь второго — поношенье и одиночество. Все это с горечью осознает автор. Художник-реалист у Гоголя, таким образом, противопоставлен обществу.
  • В своем произведении Полевой исследует различные типы художественного творчества. Герой повести, художник Аркадий, не признает искусство-забаву и искусство-ремесло (той же позиции придерживается и сам автор). Он устремлен душой к небесному идеалу, жаждет постичь высшую, таинственную природу творчества. Однако он несчастлив, талант его не признан в обществе. Автор, таким образом, отстаивает в повести истинное искусство, уникальность подлинного таланта.
Сравнение произведений Мертвые души и Повесть «Живописец»
4.5 (90.77%) 13 votes