Сравнение произведений Мертвые души и Мастер и Маргарита

Тема сочинения 1. Конфликт художника и толпы, трагическая судьба художника в современном мире.

  • О мучительном, тернистом пути настоящего художника рассуждает Н.В. Гоголь в лирическом отступлении поэмы «Мертвые души». Его миссия в мире — обличение общественных пороков, правдивое изображение жизни. В результате художник- реалист обречен на бесславное существование, непонимание публики, одиночество.
  • В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» автор исследует взаимоотношения художника и общества. И взаимоотношения эти по-настоящему трагичны. Герой Булгакова одинок, роман его не оценен по достоинству. Непризнание, травля, клевета — это удел Мастера в романе. Он не выдерживает выпавших на его долю испытаний и сжигает свой роман о Понтии Пилате. Фактически Мастер у Булгакова утратил способность творить.

Тема сочинения 2. Исследование природы художественного творчества, сопоставление двух типов писателей.

  • В 7-й главе поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголь сопоставляет два типа писателей — романтика и реалиста. Романтику достаются лавры, слава, успех у читающей публики. Писатель-реалист же обречен на непонимание и одиночество, т.к. правдиво обличает общественные пороки.
  • Одна из главных проблем, поставленных М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», — проблема истинного и ложного творчества. Как и Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души», автор представляет нам два типа художников. Один тип — это литераторы МАССОЛИТа. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена литературных интересов интересами сугубо материальными. Будучи членом МАССОЛИТа, можно решить не только «творческие проблемы, но и квартирные, и дачные, и продовольственные». С изображением этих «художников» связан особый сатирический пласт в романе. Отмечая сходство с поэмой Н.В. Гоголя «Мертвые души», критики писали, что перед нами предстают словно образы-маски, кружащиеся бесовским хороводом в МАССОЛИТе [58,61]. Это «румяногубый гигант, золотоволосый, пышнощекий» Амвросий — поэт, беллетрист Бескудников, писательница Настасья Лукинишна Непременова, известная по псевдонимом «Штурман Жорж», новеллист Иероним Поприхин, бездарный поэт Рюхин, сценарист Глухарев, критики Латунский и Лаврович, ставшие гонителями Мастера, председатель МАССОЛИТа Берлиоз. Эти люди имеют определенный вес в литературном мире, однако они озабочены лишь собственной карьерой, стремлением обладать заветным членским билетом МАССОЛИТа. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные, прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку. Характерна в этом плане сцена заседания Правления МАССОЛИТа. Занятые мыслями о распределении писательских дач, эти псевдолитераторы страдают от духоты. И это авторское замечание в высшей степени символично. М.А. Булгаков замечает, что «ни одна свежая струя не проникала в открытые окна». Таким образом, все интересы этих людей сосредоточены сугубо в сфере материальных благ. Недаром главной достопримечательностью МАССОЛИТа является ресторан, знаменитый «Грибоедов». И в описании этого места звучит авторская сатира: умы и сердца псевдолитераторов часто заняты мыслями о ресторанной кухне.

Мастер — единственный настоящий писатель в этом романе. Он создает гениальный роман о Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа, исследует в нем вечные нравственные проблемы — трусости и душевной стойкости, вечных мук совести, наказания за грехи. Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор, подобно Гоголю, сжигает свой роман. Но «рукописи не горят». Миру Латунских и Берлиозов противопоставляет М.А. Булгаков мир вечных человеческих ценностей — любви, свободы, творчества, вечного поиска истины.

Сравнение произведений Мертвые души и Мастер и Маргарита
4.7 (93.33%) 9 votes