Сравнение произведений Мертвые души и Стихотворение «Пророк»

Темы для сочинений по произведениям:

  • Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя
  • Стихотворение «Пророк» М.Ю. Лермонтов

Тема сочинения 1. Романтический мотив противостояния поэта и толпы; мотив одиночества художника.

  • В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь намечает тему противостояния художника и толпы. Писатель-реалист у Гоголя одинок, обречен на насмешки, непонимание толпы, презрение. Жизнь его трудна, творения его не могут быть оценены по достоинству современной публикой, т.к. он обличает общественные пороки, открывает людям правду.
  • Тот же самый мотив лежит в основе сюжета стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк». Поэт словно подхватывает пушкинский сюжет и по-своему развивает его. Он показывает нам уже преображенного героя, однако весь тон произведения лишен пушкинского оптимизма. Лермонтовский пророк противопоставлен обществу: основной акцент произведения сделан на внешнем конфликте — конфликте достойного, мыслящего человека со средой. В первой части стихотворения описываются гонения, которым подвергается лирический герой:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

  • В третьей части автор говорит о чувстве презрения, которым проникаются к поэту окружающие. Итак, лермонтовский герой обречен на непонимание и одиночество, конфликт с «шумным градом» и людьми. Относительную душевную гармонию он находит лишь в мире природы и одиночестве (вторая часть стихотворения).

Тема сочинения 2. Общность авторских взглядов на предназначение искусства.

  • Поэт в стихотворении Лермонтова имеет свой взгляд на предназначение искусства. Основное предназначение художника — нести людям истину: «провозглашать… любви И правды чистые ученья».
  • Мысль о правдивости искусства отчетливо звучит в поэме Гоголя «Мертвые души». С горечью говорит автор о судьбе писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами… — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога…». Именно такое глубинное исследование жизни, по мнению Гоголя, должно занимать истинного художника.

Тема сочинения 3. Осмысление трагической судьбы художника в мире.

  • Авторская позиция Лермонтова поражает читателя своим пессимизмом и безысходностью — в финале произведения утверждается невозможность для лирического героя донести свои пророчества людям:

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

  • Художник-реалист в поэме Гоголя «Мертвые души» очень одинок, удел его — критическое отношение публики. Однако авторская позиция здесь более тверда, в определенном смысле оптимистична: писатель-реалист готов отстаивать свой взгляд на искусство, наделен большим мужеством, внутренней стойкостью, позволяющей ему занять свое место в жизни.