Сравнение произведений Война и мир и Тихий дон

Темы для сочинений по романам:

  • Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого
  • Роман-эпопея «Тихий Дон» М.А. Шолохова

Тема 1. Изображение войны без прикрас, создание картины суровых военных будней, несущих людям кровь, смерть, страдания; глубокое осмысление писателями войны как народной трагедии.

  • Сцены пожара и сдачи Смоленска. Картина похода перед Шенграбенским сражением: «По краям дороги видны были бес престанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки… Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры, бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди». Сцены отступления русских войск в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Эпизод с казаком Крюковым, спасающим Иванкова. Картины взаимного убийства на фронтах Первой мировой войны: «Озверев от страха, казаки и немцы кололи и рубили по чем попало: по спинам, по рукам, по лошадям и оружию». Сцена казни Подтёлкова и его отряда. Картина истязания коммунистов Сердобского полка. Сцена сжигания Мишкой Кошевым купеческих и поповских домов и убийство им деда Гришаки в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Тема 2. Влияние войны на человеческую душу, психологизм писателей.

  • Духовный кризис князя Андрея (честолюбивые мечты о своем Тулоне и внезапное прозрение под небом Аустерлица). Осознание своего единства с солдатами своего полка во время Бородинской битвы. Смертельное ранение Болконского и восприятие им идеи всепрощения. Использование Толстым внутренних монологов, портретов, пейзажей для передачи душевного состояния героя.
  • Преодоление наивных представлений о войне Николаем Ростовым (от праздника — к безжалостной кровавой бойне, нравственное возмужание героя, обретение им жизненного опыта).
  • Чувства Пети Ростова, тягостное переживание им первого совершенного убийства, смерть героя.
  • Душевный надлом Григория Мелехова (сцена убийства героем австрийца), от трагедийного переживания первого совершенного убийства — к душевной усталости, огрубению сердца, жесткости («ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его и первые дни войны») в романе «Тихий Дон». Использование Шолоховым портретных деталей, диалогов, авторских комментариев для передачи внутреннего состояния героя.

Тема 3. Война как проверка человечности героев.

  • В минуты смертельной опасности проявляется подлинная сущность характеров. Так, Пьер Безухов спасает маленькую девочку во время пожара, защищает красавицу армянку от нападения мародера. Андрей Болконский защищает незнакомую ему женщину, лекарскую жену, от грубости обозного офицера, требуя пропустить ее повозку.
  • Григорий Мелехов, спасая от казаков польку Франю, вступает в бой с целым взводом. Контуженный, герой выносит с поля боя раненого офицера. В Восточной Пруссии, под городом Столыпиным, Мелехов спасает от гибели Степана Астахова, своего заклятого врага.

Тема 4. Гуманизм писателей, осуждение, неприятие войны, использование приема антитезы в изображении войны и ценностей мирной жизни (труда, семейных радостей, красоты природы).

  • Мысль Толстого о великом противостоянии войны и мира. «В этот двадцатилетний период времени огромное количество полей не паханы; дома сожжены; торговля переменяет направление, миллионы людей беднеют, богатеют, переселяются, и миллионы людей-христиан, исповедующих законы любви ближнего, убивают друг друга».
  • Сцена Бородинского сражения и противопоставленная ей картина природы: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странною кислотой селитры и крови. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?.. »
  • Военным эпизодам Толстой противопоставляет картины мирной семейной жизни своих любимых героев. Таковы сцена охоты, сцены пляски Наташи, приезд домой в отпуск Николая Ростова и Денисова, их жизнь в семье Ростовых.
  • Шолохов размышляет о противоестественности войны, раскрывая тоскливые настроения казаков, их мысли о доме: «Властно тянули к себе родимые курени, и не было такой силы, что могла бы удержать казаков от стихийного влечения домой». Те же самые мысли, желания, настроения живут и в душе главного героя. Когда представлял себе Григорий, «как будет к весне готовить бороны, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выедет в степь; держась наскучившимися по работе руками за чипиги, пойдет за плугом, ощущая его живое движение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, — теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, — поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг… Сладка и густа, как хмелины, казалась в это время жизнь тут, в глушине».
  • Горестны раздумья Шолохова о влиянии войны на ход мирной жизни, на природу и матушку-землю: «По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали местечки, деревни, городки… В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья — в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью», «вызревшие хлеба топтала конница», «хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды».
  • Создание писателем образов и картин природы, противопоставленных бессмысленной и кровавой людской бойне. Изображение степи, над которой «высоко, под кучевым гребнем, плыл орел». Картина природы, которая предстает перед глазами Ивана Алексеевича Котлярова в его смертный час: «вставшие вдали отроги меловых гор, а над ними, над текучим стременем гребнистого Дона, в неохватной величавой синеве небес, в недоступнейшей вышине — облачко». Деревянная часовенка, установленная на могиле красноармейца Валета и будящая в людях «невнятную тоску», привлекает стрепетов, которые бились возле нее, «бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение». И тут же, возле этой часовни, положила самка стрепетов девять дымчато-синих яиц. Так противопоставляет писатель жизнь и любовь войне и смерти.