Татьяна Ларина и Наташа Ростова: сравнительная характеристика

План сочинения Татьяна Ларина и Наташа Ростова: сравнительная характеристика

I. Вступление

Татьяна Ларина и Наташа Ростова — любимые героини Пушкина и Толстого. В их образах есть как черты сходства, так и различия.

II. Главная часть

1. Общее:

а)  происхождение, социальное положение. Обе героини — дворянки, принадлежат к среднему слою дворянского общест­ва и живут примерно в одну эпоху: первую треть XIX века;

б)  у обеих нетипичный характер, обе выделяются в собст­венных семьях своей незаурядностью, хотя и имеют во мно­гом противоположные характеры.

Татьяна, «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой».

Наташа, живая, импульсивная, общительная, решитель­ная. Но недаром князь Андрей говорит, что Ростовы не по­нимают «ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе».

Характеры героинь во многом складываются стихийно.

Незаурядность Татьяны оценил Онегин, сравнив ее с по­шлой, обыкновенной Ольгой. Нетипичность Наташи отметил Болконский: «Что-то в ней есть свежее, особенное, не петер­бургское, отличающее ее»;

в)  и о Татьяне, и о Наташе можно сказать, что они «рус­ские душою».

—   Характер Татьяны сложился в значительной степени под воздействием национальных традиций, преданий, «привычек милой старины» (см. план «Проблема воспитания в романе «Евгений Онегин»).

То же можно сказать и о Наташе. (Не случайно обряд га­дания девушек на святках общий в романах.)

—   на обеих героинь серьезное воздействие оказала русская природа.

О  Татьяне с этой точки зрения см. план «Пейзаж в рома­нах А.С. Пушкина и И.С. Тургенева».

Самые поэтичные страницы «Войны и мира» связаны с картинами природы, или переданными через восприятие На­таши, или неотделимыми от ее образа (лунная ночь в Отрад­ном, катание на санях на святках, охота Ростовых). Не слу­чайно большую часть жизни Наташа проводит в деревне и в эпилоге романа является не столичной, а сельской житель­ницей.

—    влияние европейской культуры не размыло в них под­линно русские черты. Ни круг чтения (европейские сентимен­тальные романы), ни неумение писать по-русски (к Онегину она обращается по-французски) не мешает Татьяне думать, чувствовать и поступать как русской женщине: она руково­дствуется народными представлениями о нравственности, в частности, когда отказывает Онегину в любви.

Толстой отмечает, что «воспитанная эмигранткой-француженкой» Наташа не могла также не приобщиться к европей­ской культуре. Но писатель подчеркивает, что «русский дух», впитанный Наташей «из того русского воздуха, которым она дышала», вытесняет все иное (сцена пляски Наташи в доме дядюшки).

г)  и Татьяна, и Наташа умеют «любить не шутя».

Татьяна полюбила однажды и навсегда. При этом ей важно

не сделать несчастными своих близких: «Меня с слезами за­клинаний молила мать…». Любя, она думает прежде всего о других («Мой муж в сраженьях изувечен…»), умея забыть о себе. Тем самым она следует православным традициям в люб­ви: «…Я другому отдана, я буду век ему верна».

Для Наташи «сущность ее жизни — любовь: проснулась любовь, и проснулась жизнь». Она может жить только любя. Ее любви хватает на родных, близких и всех людей, нуждаю­щихся в ней (эпизод с ранеными, в котором она яростно кри­чит Бергу: «Разве мы немцы какие-нибудь!»). Ее увлечение Анатолем — это «обходной путь», когда Наташу лишают пра­ва любить;

д)  обе героини — цельные натуры, которые не разъедает самоанализ и рефлексия, свойственные героям-мужчинам (Онегину, Андрею Болконскому и Пьеру Безухову), в чем они и превосходят последних.

Цельность Татьяны проявляется в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе (пишет письмо Онегину, не сообразуясь с мнением света). Такой она предстает в вось­мой главе, «покойна и вольна» (строфа XXII).

Цельность Наташи — в ее естественности и искренности во всех ситуациях (см. план «Женские образы в романе Тол­стого «Война и мир»).

е)  и Пушкин, и Толстой делают своих героинь внешне не­красивыми. Эта портретная деталь сходства очень существен­на: обоим авторам было важно подчеркнуть душевную красо­ту героинь.

2. Различия:

а) Пушкин одним из первых в русской литературе показал, какое влияние на жизнь человека оказывает круг чтения (см. план «Проблема воспитания в романе «Евгений Онегин»), в частности, он повлиял на Татьяну, на неверное восприятие ею Онегина (третья глава, строфа X; седьмая глава, строфы XXII- XXV);

Наташа формируется вне книжного влияния, т.к. Толстой вообще скептически относился к рациональному познанию мира и к книжному знанию в частности. Наташа познает мир интуитивно, внерационально, и это, по Толстому, самый вер­ный путь;

б) различны итоги, к которым авторы приводят своих ге­роинь в финалах романов.

Любовь Татьяны к Онегину трагична, т.к. безнадежна: со­единиться они уже не смогут. И Татьяне остается только ил­люзия, что «счастье было так возможно, так близко». Это не может не вызывать сочувствия к героине. Не случайно она са­ма называет себя «бедной Таней». Такой финал выражает идею автора о том, что исход взаимоотношений Татьяны и Онегина предопределило полученное ими воспитание (см. план на указанную тему).

Наташе Толстой дает именно то счастье, которого она только и желала для себя, счастье семейной жизни в окруже­нии детей. Такой финал выражает идею автора о том, что именно в семье реализуется идеал единения людей, идеал «роевой жизни».

III. Заключение

Создавая образ Наташи Ростовой, Толстой наследовал пушкинскую традицию, в частности, и том, что характер изо­бражается в развитии, но при этом в нем акцентируется неиз­меняемое ядро. В то же время нельзя не заметить и подспуд­ной полемики с пушкинским пониманием путей постижения жизни.

Здесь искали:

  • самые необыкновенные самые поэтичные страницы войны и мира
  • наташа ростова и татьяна ларина
  • самые необыкновенные самые поэтичные страницы войны и мира связаны с
Опубликовано в Сочинения.