Темы сочинений, тезисы и вопросы на Итоговом сочинении перед ЕГЭ

Оглавление

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЛИТЕРАТУРА»

«Литература» — направление ориентирует на размышление о литературе как о величайшем культурном феномене, обращено к читателю, проникающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Темы сочинений

  1. «Беседовать с писателями других веков — почти то же, что путешествовать». (Р. Декарт)
  2. Какое место литература занимает в вашей жизни?
  3. Литература и кино: соперничество или сотрудничество?
  4. Чего я жду от новой книги?
  5. Книги моего детства.
  6. Способна ли книга сделать человека лучше?
  7. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». (М.М. Пришвин)
  8. Согласны ли вы с утверждением А. И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта — литература»?
  9. Какие книги вам особенно интересны?
  10. Какую книгу вам хотелось бы перечитать?
  11. Какая тема в литературе кажется вам вечной?
  12. Писатели (поэты) — юбиляры.

Литературные произведения

  • «Слово о полку Игореве» (конец XII в.).
  • М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (1743).
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1782).
  • Г.Р. Державин «Фелица» (1782), «Снегирь» (1800), «Водопад» (1791 —1794), «Памятник» (1795).
  • В. А. Жуковский «Невыразимое» (1819), «Море» (1822).
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1825).
  • А.С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Пророк» (1826), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Маленькие трагедии» (1830), «Евгений Онегин» (1823—1831).
  • М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно» (1840), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1841), «Листок» (1841), «Герой нашего времени» (1838—1839).
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души» (1842).
  • А.И. Гончаров «Обломов» (1858), «Обрыв» (1869).
  • Ф.И. Тютчев «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829—1830), «Цицерон» (1829—1830), «Фонтан» (1836), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869).
  • И.С. Тургенев «Певцы» (1852), «Разговор» (1878), «Воробей» (1878), «Два богача» (1878), “Русский язык” (1882), «Вешние воды» (1872), “Лея” (1857), «Отцы и дети» (1862).
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872—1873).
  • Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1844— 1845), «Преступление и наказание (1866).
  • Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Война и мир» (1863—1869).
  • А.П. Чехов «Ионыч» (1898), «Вишневый сад» (1903).
  • Н.С. Гумилев «Капитаны» (1912), «Слово» (1921).
  • М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным гак рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…») (1916).
  • О.Э. Мандельштам «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги и лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915).
  • М. А. Булгаков «Собачье сердце» (1925), «Мастер и Маргарита» (1966).
  • Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
  • А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949).
  • В.М. Шукшин «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971).
  • Данте «Божественная комедия» (1307—1321).
  • М. де Сервантес «Дон Кихот» (1605).
  • У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601).
  • И.В. Гете «Фауст» (1808).
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» (1890).
  • Дж. Лондон «Мартин Иден» (1909).
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).

Тезисы и вопросы

Тезисы

  • Большая литература существует не столько для проведения досуга, сколько для работы сердца и ума. Читая классическую литературу, человек учится думать, анализировать, рассуждать.
  • Каждое прочитанное произведение должно быть осмысленно не только разумом, но и прочувствовано сердцем. Литература учит понимать жизнь и самого себя.
  • Художественное произведение удовлетворяет духовные потребности человека в постижении прекрасного, в познании собственного внутреннего мира, в понимании окружающих событий.
  • Есть легкие и тяжелые для чтения книги. Не всегда книга читается на одном дыхании. Иногда, чтобы понять автора, надо перечитывать страницы, делать пометки на полях, обращаться к дополнительной информации.
  • Необходимо учиться читать с карандашом.
  • Важно не торопиться при оценке книги, так как первое впечатление может быть ошибочным.
  • В художественных произведениях писатели и поэты постоянно поднимают разные темы: о любви, о дружбе, о природе, о родине и др. Важно найти такую книгу, чтобы в ней раскрывалась гема, лично интересующая читателя.

Вопросы

  • Почему надо учиться понимать любую книгу?
  • Какие книги вы любите читать? Почему? Приведите 2—3 аргумента для обоснования своей точки зрения.
  • Можно ли оправдать пренебрежительное отношение человека к книге? Постарайтесь найти два ответа на данный вопрос и оба ответа аргументировать.
  • Как взаимосвязаны понятия литература и жизнь? Всегда ли художественный текст является отражением жизни? Почему?
  • Какие темы раскрываются на страницах отечественной и зарубежной литературы? Назовите художественные произведения, которые вы перечитывали несколько раз.

Цитаты

  • «Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле». (И.В. Гете)
  • «Моих врагов червь кости сгложет,/А я пиит — я не умру …/В могиле буду я, но буду говорить». (Г. Р. Державин)
  • «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». (А.С. Пушкин)
  • «Нет слова, которое было бы так замаши- сто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». (Н.В. Гоголь)
  • «Время проходит, но сказанное слово остается». (Л.Н. Толстой)
  • «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное». (Ф.М. Достоевский )
  • «Краткость — сестра таланта». (А.П. Чехов)
  • «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». (М. Горький)
  • «Поэзия — та же добыча радия./В грамм добыча, в год труды./Изводишь единого слова ради/Тысячи тонн словесной руды». (В.В. Маяковский )
  • «Пускай зовут: Забудь,       поэт!/Вернись в красивые уюты!/Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!/Уюта — нет. Покоя — нет». (А.А. Блок)
  • «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости» (К.Г. Паустовский)
  • «Писатель должен прямо говорить читателю, правду, как бы горька она ни была. Поэтому к оценке каждого художественного произведения нужно, в первую очередь, подходить с точки зрения правдивости и убедительности». (МА. Шолохов)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «КИНО»

«Кино» — направление ориентирует на размышление о кино как культурном феномене. В центре размышлений — взаимосвязь художественных текстов и кино, киноинтерпретации литературных произведений.

Темы сочинений

  1. Согласны ли вы с утверждением, что «Единственное искусство, способное сочетать все искусства, — это кино»?
  2. Какое место кино и литература занимают в вашей жизни?
  3. Литература и кино: соперничество или сотрудничество?
  4. Чего я жду от фильма, поставленного по художественному произведению?
  5. Книги и фильмы моего детства.
  6. Способен ли фильм по книге объяснить позицию автора?
  7. «Кино — великая сила». (Г. Александров)
  8. Что интересно лично вам: смотреть фильм по художественному произведению или читать саму книгу?
  9. Какие книги и фильмы вам особенно интересны?
  10. Какой фильм, снятый по художественному произведению, вам хотелось бы пересмотреть?
  11. Какая тема в кино кажется вам вечной?
  12. Фильм как интерпретация художественного текста.

Литературные произведения

  • Русские народные былины (Былины об Илье Муромце, «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»).
  • «Слово о полку Игореве» (конец XII в.).
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1782).
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1825).
  • А.С. Пушкин «Маленькие трагедии» (1830), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Полтава» (1828).
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1839), «Бородино» (1837).
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души» (1842).
  • А.И. Гончаров «Обломов» (1858), «Обрыв» (1869).
  • И.С. Тургенев «Певцы» (1852), «Вешние воды» (1872), «Ася» (1857), «Отцы и дети» (1862).
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872—1873).
  • Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1844— 1845), «Преступление и наказание» (1866).
  • Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Кавказский пленник» (1872), «Война и мир» (1863—1869).
  • А.П. Чехов «Ионыч» (1898), «Вишневый сад» (1903).
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце» (1925), «Мастер и Маргарита» (1966).
  • Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
  • В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» (1950— 1959).
  • М.А. Шолохов «Судьба человека» (1959), «Тихий Дон» (1925—1940).
  • В.В. Быков «Сотников» (1969).
  • В.М. Шукшин «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971).
  • М. де Сервантес «Дон Кихот» (1605).
  • У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601).
  • И.В. Гете «Фауст» (1808).
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» (1890).
  • Д.Р. Киплинг «Книга джунглей» (1893— 1894).
  • Д. Ф. Купер «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841).
  • Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен» (1929).
  • Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» (1929).
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).

Тезисы и вопросы

Тезисы

  • Серьезный фильм, написанный на основе художественного текста, позволяет увидеть режиссерскую трактовку произведения.
  • Чтобы глубже понять художественный текст и авторский замысел, читателю часто необходим помощник — тот, кто объяснит произведение. Этим помощником может выступить актер или режиссер в фильме.
  • Каждый серьезный фильм должен быть не только осмыслен, но и прочувствован. Кино помогает разбираться в себе, понимать жизнь.
  • Классическое художественное произведение, так же как и хороший фильм, удовлетворяет духовные потребности человека в постижении прекрасного, в познании собственного внутреннего мира, в понимании окружающих событий.
  • Есть легкие и тяжелые фильмы, может быть несколько интерпретаций одного и того же литературного произведения разными режиссерами. Только зритель может определить, что ему понятнее и ближе.
  • Необходимо учиться смотреть фильмы, созданные по классическим сюжетам, вдумчиво, сопоставляя игру актеров с собственным представлением о литературном герое.
  • Важно не торопиться при оценке фильма, так как первое впечатление может быть ошибочным.
  • В серьезных фильмах режиссеры постоянно поднимают разные темы: о любви, о дружбе, о природе, о родине и др. Важно найти такой фильм, чтобы его было интересно смотреть лично вам.

Вопросы

  • Почему надо учиться понимать хорошие фильмы?
  • Какие фильмы, созданные по художественным произведениям, вы любите смотреть? Почему? Приведите 2—3 аргумента для обоснования своей точки зрения.
  • Можно ли оправдать отрицательное отношение человека к фильму? Постарайтесь найти два ответа на данный вопрос и оба ответа аргументировать.
  • Как взаимосвязаны понятия «литература» и «кино»? Всегда ли художественный фильм является отражением замысла писателя? Почему?
  • Назовите разные художественные фильмы, поставленные по одному и тому же литературному произведению. Сопоставьте разные режиссерские трактовки. Какая из предложенных трактовок близка и понятна вам?
  • Какие мультипликационные фильмы, созданные по мотивам русских народных сказок и былин, вы смотрели? Чем они привлекательны? Как мультипликаторы интерпретируют события и героев русского фольклора?
  • Какие документальные фильмы, созданные по биографиям и творческому пути писателя, вы смотрели? Кратко опишите документальный сюжет одного из фильмов.
  • Можете ли вы назвать зарубежные киноленты, созданные по мотивам произведений русской классической литературы? Назовите 2—3 художественных фильма. Чья трактовка (иностранного режиссера или российского режиссера) отразила ваше представление о художественном тексте? Объясните свою позицию.
  • Назовите 2—3 ваших любимых актеров, исполнявших роли известных литературных героев. Что в игре указанных вами актеров привлекло, что не понравилось? Аргументируйте свою позицию, приведя 2—3 тезиса.

Цитаты

  • «Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность». (Ф.Г. Раневская)
  • «Звуковое кино открыло тишину». (Р. Брессон)
  • «Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту». (Б. Бертолуччи)
  • «Природа, обращенная к камере, это не та природа, что обращена к глазу». (В. Беньямин)
  • «Любой из живущих в наше время может претендовать на участие в киносъемке». (В. Беньямин)
  • «Каждый фильм должен быть триллером, даже если это всего лишь скромная любовная история. (Б. Бертолуччи)
  • «Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он сидит в кино». (Р. Полански)
  • «Фильм пишут камерой, а не пером». (К. Видор)
  • «Для меня единственный способ избавиться от своих страхов — снять о них фильм». (А. Хичкок)
  • «Книгу пишут, а сценарий лишь непрерывно исправляют». (В. Кучок)
  • «Для проверки, правильно или нет играют актеры, надо поставить толстое стекло между ними и залом, если залу не слышно, но понятно, следовательно, они играют правильно». (А. В. Эфрос)
  • «Без юмора в кино работать невозможно». (Н.С. Михалков)
  • «У меня такое чувство, что я снимаю одну длинную картину, независимо от того, во что люди одеты, что они говорят…». (Н.С. Михалков)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗУМ И ЧУВСТВО»

«Разум и чувство» — направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Темы сочинений

  1. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
  2. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  3. Как разум и чувства влияют на поступки человека?
  4. Когда нужно сдерживать душевные порывы?
  5. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
  6. Когда разум и чувство борются в человеке?
  7. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда — к чувствам?
  8. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
  9. Разум и чувство как две важнейших составляющих внутреннего мира человека.
  10. Почему разум и чувство борются в человеке?
  11. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
  12. Согласны ли вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?

Литературные произведения

  • «Слово о полку Игореве» (к. XII в.).
  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.).
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821—1824).
  • А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818— 1820), «Кавказский пленник» (1820—1821), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Цыганы» (1824), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Повести Белкина» (1830), «Дубровский» (1832— 1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Медный всадник» (1833).
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1841), «Листок» (1841), «Мцыри» (1839).
  • И. А. Гончаров «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859).
  • Ф.И. Тютчев «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое…») (1870).
  • А. А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом…» (1843), «Шёпот, робкое дыханье…» (1850), «Я тебе ничего не скажу…» (1885).
  • И. С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872—1873).
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» (1875).
  • Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Анна Каренина» (1877), «После бала» (1903).
  • Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
  • А.П. Чехов «Вишнёвый сад» (1903), «Три сестры» (1901).
  • А. Блок «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911—1914), «Незнакомка» (1906).
  • М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915).
  • Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1929— 1940).
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
  • Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594— 1595), сонеты: № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо — одно из отражений…» (пер. С. Маршака), № 116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» (пер. С. Маршака).
  • И.-В. Гёте «Фауст» (1774—1832).
  • Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809—1811) (пер. В. Левика), романс («Какая радость заменит былое светлых чар…») (пер. Вяч.Иванова), «Стансы к Августе» (пер. А. Плещеева).
  • О. Генри «Дары волхвов» (1905).
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
  • Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952).

Тезисы и вопросы

Тезисы

  • При принятии серьёзного решения нельзя опираться только на разум или только на чувства.
  • Необходимо осознанно, но в то же время нравственно подходить к решению каждого вопроса.
  • Если чувства делают нашу жизнь насыщенной и яркой, разум позволяет не принимать опрометчивых решений.
  • Каждый человек в определённой ситуации сталкивается с выбором между разумностью поведения и чувствами.
  • В любых жизненных ситуациях следует опираться как на разум, так и на чувства.
  • Важно, чтобы каждый из нас чувствовал ответственность за всё, что он совершает, в независимости от того, чем человек руководствовался: разумом или чувством.

Вопросы

  • Что такое разум? Опишите разумные поступки, которые, с вашей точки зрения, совершают герои в художественных произведениях.
  • Что такое чувство? Какие чувства владеют человеком? Приведите примеры поступков героев литературных произведений, которые в своём выборе руководствовались чувствами.
  • Можно ли оправдать преступление чувствами? Аргументируйте свою позицию.
  • Какую роль играет разум в жизни каждого человека? Почему?
  • Можно ли заставить человека всегда поступать разумно? Приведите 2—3 тезиса, аргументирующих ваш ответ.
  • Как взаимосвязаны чувства и разум? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.

Цитаты

  • «Опустите ум в глубину познания — вы поднимете сердце до небес». (Виктор Гюго)
  • «Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи». (Ф.М. Достоевский)
  • «Разумное и нравственное всегда совпадают». (Л.Н. Толстой)
  • «Сердце может прибавить ума, но ум не прибавит сердца». (А. Франс)
  • «Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, — она-то и достойна личности». (Бальтасар)
  • «Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным». (Лукреций)
  • «Кто властвовать желает над собой, / Тот должен чувства сдерживать порой». (Д. Чосер)
  • «Люди, живущие только своими чувствами, — это звери». (Л.Н. Толстой)
  • «О счастье познания! Насколько оно выше радости воображения и чувства». (X. Борхес)
  • «Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может». (Пифагор)
  • «Страсти не только не позволяют видеть данный предмет со всех сторон, они ещё и обманывают нас, показывая нам предмет там, где его нет». (Гельвеций)
  • «Бессмысленные чувства — удел животных, они унижают человека». (В.Г. Белинский)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»

«Победа и поражение» — направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственнофилософском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Темы сочинений

  1. Что значит достойно пережить поражение?
  2. Какие уроки можно извлечь из поражения?
  3. Какую победу вы бы назвали самой трудной для человека?
  4. Как вы понимаете выражение «нравственная победа»?
  5. Только ли горечь несут человеку поражения?
  6. Всегда ли победа возвышает победителя?
  7. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
  8. Как вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
  9. Можно ли добиваться победы любыми средствами?
  10. Согласны ли вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
  11. Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
  12. Всегда ли победа оправдана?

Литературные произведения

  • «Слово о полку Игореве» (к. XII в.).
  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.).
  • А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818— 1820), «Кавказский пленник» (1820—1821), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Цыганы» (1824), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Повести Белкина» (1830), «Дубровский» (1832— 1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Медный всадник» (1833).
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1841), «Листок» (1841), «Мцыри» (1839).
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (1835), «Мёртвые души» (1835—1841).
  • И. С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
  • Л. Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Кавказский пленник» (1872), «Анна Каренина» (1877), «Хаджи-Мурат» (1896—1904), «После бала» (1903).
  • Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
  • М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915).
  • С. А. Есенин «Берёза» (1913), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Край любимый! Сердцу снятся» (1914), «Я покинул родимый дом» (1918), «Письмо к матери» (1924), «Русь советская» (1924).
  • И. Бабель «Конармия» (1920).
  • Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
  • М.А. Булгаков «Белая гвардия» (1924), «Мастер и Маргарита» (1929—1940).
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
  • В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» (1950—1959).
  • Т. Твардовский «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957—1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966), «Василий Тёркин» («Книга про бойца») (1942—1945).
  • К.Д. Воробьёв «Убиты под Москвой» (1963).
  • В. Быков «Сотников» (1969).
  • Гомер «Илиада» (до VI век до н. э.), «Одиссея» (до VI век до н. э.).
  • О. Генри «Дары волхвов» (1905).
  • Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен» (1929).
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
  • Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952).

Тезисы и вопросы

Тезисы

  • При принятии серьёзного решения важно понимать последствия своих поступков. Не всякая победа может быть оправдана. И не всегда победитель испытывает чувство удовлетворения.
  • Необходимо понимать, что часто поражение в начале пути может через промежуток времени обернуться серьёзной победой над собой, над обстоятельствами.
  • Если победы приносят нам чувство умиротворения, то поражения закаляют, делают нас мудрее.
  • Каждый человек в определённой ситуации сталкивается с выбором: победить любым путём или сохранить нравственную чистоту. Важно, чтобы каждый из нас понимал, что итоговый выбор за нас никто не сможет сделать.
  • Следует в жизни опираться на нравственные ценности, поэтому иногда кажущееся поражение на самом деле внутренняя победа.
  • Важно, чтобы каждый из нас чувствовал ответственность за всё то, что он совершает, в независимости от того, победил он или проиграл.

Вопросы

  • В каких сферах жизни мы говорим о победе и поражении? Почему?
  • Всегда ли победа приносит человеку чувство удовлетворения? Приведите примеры поступков героев литературных произведений, когда победа не привела к внутреннему умиротворению. Как вы думаете, почему такое возможно?
  • Можно ли оправдать победу, добытую нечестным путём? Аргументируйте свою позицию.
  • Какую роль играет поражение в дальнейшей судьбе человека? Можно ли говорить о том, что любое поражение делает человека нравственно богаче?
  • Можно ли заставить человека всегда поступать нравственно в независимости от того, приведёт ли его поведение к победе или поражению? Приведите 2—3 тезиса об этом.
  • Как взаимосвязаны победа и поражение? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.

Цитаты

  • «Величайшая победа — победа над самим собой». (Цицерон)
  • «Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой». (Вольфрам)
  • «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — победа». (Александр Суворов)
  • «Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность». (Михаил Ломоносов)
  • «Победа над страхом придаёт нам силы». (Виктор Гюго)
  • «Подлинное поражение, единственно непоправимое поражение, исходит не от врага, а от самого себя». (Ромен Роллан)
  • «Победа… поражение… эти высокие слова лишены всякого смысла. Жизнь не парит в таких высотах; она… рождает новые образы. Победа ослабляет народ: поражение пробуждает в нём новые силы… Лишь одно следует принимать в расчёт: ход событий». (Антуан де Сент-Экзюпери)
  • «Поражение — школа, из которой правда всегда выходит более сильной». (Генри Бичер)
  • «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». (Эрнест Хемингуэй)
  • «Нужно уметь и проигрывать. Иначе нельзя было бы жить». (Эрих Мария Ремарк)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»

«Честь и бесчестие» — в основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Темы сочинений

  1. Какой поступок можно назвать бесчестным?
  2. Что может привести человека к бесчестному поступку?
  3. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» (В. С. Высоцкий).
  4. Почему человеку важно не запятнать свою честь?
  5. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
  6. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
  7. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
  8. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
  9. Согласны ли вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
  10. Какими качествами должен обладать человек чести?
  11. Что значит идти дорогой чести?
  12. Согласны ли вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей Родине»?

Литературные произведения

  • А.С. Пушкин «Няне» (1826), «Анчар» (1828), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Маленькие трагедии» (1830), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Евгений Онегин» (1831), «Дубровский» (1832—1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836).
  • М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839), «Герой нашего времени» (1840).
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (1835), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Мёртвые души» (1842).
  • И. А. Гончаров «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859).
  • Н.А. Некрасов «Тройка» (1846), «Крестьянские дети» (1861), «Мороз, Красный нос» (1862— 1863), «Кому на Руси жить хорошо» (1877).
  • И.С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862),
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872—1873).
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» (1875).
  • Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Анна Каренина» (1877), «После бала» (1903).
  • Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
  • П. Чехов «Ионыч» (1898), «Вишнёвый сад» (1903), «Три сестры» (1901).
  • С. А. Есенин «Берёза» (1913), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Край любимый! Сердцу снятся» (1914), «Я покинул родимый дом» (1918), «Письмо к матери» (1924), «Русь советская» (1924).
  • Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
  • М.А. Булгаков «Белая гвардия» (1925).
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
  • П. Астафьев «Царь-рыба» (1976).
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой» (1976).
  • А. И. Солженицын «Матрёнин двор» (1959).
  • М. Петросян «Дом, в котором…» (2009).
  • Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста» (1838).
  • Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (1917).
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).

Тезисы и вопросы

Тезисы

  • При принятии какого-либо решения важно руководствоваться моральными принципами.
  • Необходимо понимать, что человек без чести и совести обрекает себя на деградацию, на внутреннее разложение.
  • Честный поступок не всегда приносит благополучие и удовлетворение. Бывают случаи, когда честность может раскрыть негативные черты другого человека, повлиять на принятие тех или иных решений.
  • Каждый человек в определённой ситуации должен самостоятельно решить: поступать по совести или плыть по течению, руководствуясь только собственной выгодой и благополучием.
  • В жизни следует опираться на нравственные законы: совестливость — один из них.
  • Часто граница между честным и бесчестным поступком размыта. Как же принять верное решение? Если вы следуете голосу совести, а не идёте по пути лжи, предательства и лицемерия, вы на верном пути.

Вопросы

  • В каких сферах жизни мы говорим о чести и бесчестии? Почему?
  • Всегда ли честный поступок можно оправдать? Приведите примеры честных поступков литературных героев. Подумайте, как бы вы поступили в той или иной ситуации.
  • Можно ли оправдать бесчестный поступок? Аргументируйте свою позицию, опираясь на прочитанные вами тексты художественных произведений.
  • Сталкивались ли вы в жизни с ситуациями, когда необходимо было сделать нелёгкий выбор между совестью и бесчестьем?
  • Какую роль играет нравственный выбор при совершении того или иного поступка? Поясните свою мысль.
  • Можно ли заставить человека всегда поступать нравственно, руководствуясь совестью и чувством долга? Приведите 2—3 тезиса об этом.

Цитаты

  • «Позорное не полезно никогда». (Цицерон)
  • «Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности». (Цицерон)
  • «Честного человека можно преследовать, но не обесчестить». (Вольтер)
  • «Отнимите у меня честь — и моей жизни придёт конец». (У. Шекспир)
  • «Честь нельзя отнять, её можно потерять». (А. 7 Чехов)
  • «Честь — вот истинная красота!» (Р. Роллам)
  • «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего». (Ф.М. Достоевский)
  • «Честь — одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй»; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова». (Н.Г. Чернышевский)
  • «Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой». (Гегель)
  • «Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь». (А. Шопенгауэр)
  • «Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек». (Д.С. Лихачёв)
  • «Честь — это достоинство нравственно живущего человека». (Д.С. Лихачёв)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ДРУЖБА И ВРАЖДА»

«Дружба и вражда» — направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или неспособного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Темы сочинений

  1. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
  2. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
  3. Что разрушает дружбу?
  4. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  5. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
  6. В чём причины вражды между людьми?
  7. Почему человек стремится обрести друзей?
  8. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
  9. Согласны ли вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
  10. Может ли дружба принести человеку разочарование?
  11. Чем различаются дружба и приятельство?
  12. Согласны ли вы с утверждением Л. Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

Литературные произведения

  • Русские народные былины («Три поездки Ильи Муромца», «Садко» и др.).
  • «Слово о полку Игореве» (к. XII в.).
  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.).
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 —1824).
  • И. А. Крылов «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Осёл и Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (1823).
  • А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818— 1820), «Кавказский пленник» (1820—1821), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Цыганы» (1824), «Повести Белкина» (1830), «Маленькие трагедии» (1830), «Дубровский» (1832—1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836).
  • М.Ю. Лермонтов «Узник» (1837), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Герой нашего времени» (1838—1840), «Мцыри» (1839), «Тучи» (1840), «Утёс» (1841), «Выхожу один я на дорогу…» (1841), «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1841).
  • Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Тарас Бульба» (1835).
  • И. А. Гончаров «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859).
  • И.С. Тургенев «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872—1873), «Левша» (1881).
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пескарь» (1883).
  • Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Холстомер» (1863—1885), «Кавказский пленник» (1872).
  • Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
  • П. Чехов «Толстый и тонкий» (1883), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1903).
  • В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920).
  • С. А. Есенин «Собаке Качалова» (1925).
  • Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1929— 1940).
  • М. А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
  • В. Шекспир «Гамлет» (1601).
  • И.-В. Гёте «Фауст» (1774—1832).
  • Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809—1811) (пер. В. Левика).
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).

Тезисы и вопросы

Тезисы

  • Настоящий друг — тот, кто принимает человека таким, какой он есть, готов выслушать всегда и объективно оценить ситуацию. Протянуть руку помощи в трудную минуту — важное качество друга.
  • В дружбе мы часто руководствуемся не доводами рассудка, а чувствами, тем внутренним притяжением, которое может возникнуть только между настоящими друзьями.
  • Если друзья обогащают нашу жизнь, то враги истощают её. Часто приходится платить слишком большую цену за борьбу с недоброжелателями. Как хочется, чтобы такие люди нам встречались реже!
  • Каждый человек в определённой ситуации сталкивается с выбором между искренностью в дружбе и подхалимством, угодничеством. Важно отличать одно от другого.
  • В жизни лучше опираться не на ложных друзей, а на истинных.
  • Важно, чтобы каждый из нас чувствовал ответственность перед другим, принимая то или иное решение.

Вопросы

  • Что такое дружба? Опишите дружеские поступки, которые, с вашей точки зрения, совершают герои в художественных произведениях.
  • Кто такие враги? Какие чувства владеют людьми, находящимися в состоянии вражды? Приведите примеры поступков героев литературных произведений, которые враждовали друг с другом.
  • Можно ли оправдать преступление дружбой? Аргументируйте свою позицию.
  • Какую роль играют друзья и враги в жизни каждого человека? Почему?
  • Можно ли заставить человека всегда руководствоваться дружеским расположением к человеку при совершении тех или иных поступков? Приведите 2—3 тезиса, аргументирующие ваш ответ.
  • Как взаимосвязаны понятия друзья и враги? Может ли друг стать врагом? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.

Цитаты

  • «Наслаждение общением — главный признак дружбы». (Аристотель)
  • «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы её получим». (Демокрит)
  • «Затаённая вражда опасней явной». {Цицерон Марк Туллии)
  • «Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их». {Леонардо да Винчи)
  • «Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов — вот что я называю жизнью». {М.Ю. Лермонтов)
  • «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». {Л.Н. Толстой)
  • «Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья часто прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их… Не пренебрегай суждениями врагов». {Л.Н. Толстой)
  • «Каждым своим неординарным поступком мы наживаем себе врага. Чтобы завоевать популярность, надо быть посредственностью». (О. Уайльд)
  • «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой». (Марк Твен)
  • «Если не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства». (А. Шопенгауэр)
  • «Ложные друзья, подобно тени, следуют за нами по пятам, пока мы ходим на солнце, и тотчас покидают нас, как только мы вступаем в тень». (П. Бови)
  • «Нет вражды страшнее, чем та, когда сходное борется со сходным, побуждаемое одинаковыми стремлениями и одинаковой силой». (Стефан Цвейг)
  • «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». (Ш. Руставели)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ»

«Опыт и ошибки» — направление ориентирует на рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Темы сочинений

  1. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок.
  2. В чём различие между ошибкой и преступлением?
  3. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
  4. Нужно ли анализировать свои ошибки?
  5. Что значит «учиться на горьком опыте»?
  6. Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
  7. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
  8. В чём ценность исторического опыта?
  9. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
  10. Хорош ли жизненный принцип — действовать методом проб и ошибок?
  11. Как вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
  12. Согласны ли вы с народной пословицей: «Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки»?

Литературные произведения

  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.).
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821—1824).
  • А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818— 1820), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Повести Белкина» (1830), «Дубровский» (1832—1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Медный всадник» (1833).
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840), «Мцыри» (1839).
  • И.А. Гончаров «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859).
  • И.С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872— 1873).
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» (1875).
  • Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Анна Каренина» (1877), «После бала» (1903).
  • Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
  • П. Чехов «Вишнёвый сад» (1903), «Ионыч» (1898).
  • Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1929— 1940).
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
  • Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594— 1595).
  • И.-В. Гёте «Фауст» (1774—1832).
  • О. Генри «Дары волхвов» (1905).
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
  • Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952).

Тезисы и вопросы

Тезисы

  • Приобретаемый опыт делает человека мудрее, закаляет характер.
  • Не всегда приобретаемый нами опыт можно назвать положительным. Надо уметь учиться на своих ошибках.
  • Если небольшие ошибки закаляют характер и делают нас опытней, то роковые ошибки приводят к беде, последствия при этом могут быть необратимыми.
  • У каждого человека в определённой жизненной ситуации должно быть право на ошибку.
  • Не ошибается только тот, кто реально не совершает никаких поступков, не имеет собственной позиции, плывёт по течению жизни.
  • Важно, чтобы каждый из нас извлекал уроки из своих ошибок.

Вопросы

  • Что такое опыт? Опишите собственные действия и поступки, которые, с вашей точки зрения, помогли героям художественных произведений приобрести уникальный опыт в какой- либо деятельности.
  • Какие ошибки человек совершает под влиянием обстоятельств? Почему это происходит?
  • Какие ошибки человек совершает под влиянием чувств? Приведите примеры поступков героев литературных произведений, которые в своём выборе руководствовались чувствами.
  • Можно ли оправдать предательство, безнравственный поступок отсутствием опыта? Аргументируйте свою позицию.
  • Какой человеческий поступок можно оправдать отсутствием опыта? Почему?
  • Можно ли заставить человека всегда поступать правильно, безошибочно? Приведите 2—3 тезиса, аргументирующих ваш ответ.
  • Как взаимосвязаны опыт и ошибки? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.

Цитаты

  • «Опыт всему учитель». (Юлий Цезарь)
  • «Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их». (Леонардо да Винчи)
  • «Самые великие умы делают самые большие ошибки». (К. Гельвеций)
  • «Наши истинные учителя — опыт и чувство». (Ж. Руссо)
  • «Легче правильно сделать самому, чем объяснять, в чём ошибки другого». (Г. Лонгфелло)
  • «Мы легко забываем наши ошибки, если они никому, кроме нас, не известны». (Ф. Ларош фуко)
  • «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». (М.В. Ломоносов)
  • «Мы охотнее признаём свои ошибки в поведении, нежели в мышлении». (И. Гёте)
  • «К беде неопытность ведёт». (А.С. Пушкин)
  • «Опыт — это название, которое каждый даёт своим ошибкам». (О. Уайльд)
  • «Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости». (Б. Шоу)
  • «Как бы ни была богата натура человека, чтобы стать совершенной, ей необходимо использовать опыт других». (М. Нуайме)
  • «Ошибки — это наука, помогающая нам двигаться вперёд». (У. Ченнинг)
  • «Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются». (Ж. Ренар)
  • «Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает». (Теодор Рузвельт)«Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг». (Джоан Коллинз)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА»

«Верность и измена» — в рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Темы сочинений

  1. Когда измену можно простить?
  2. Могут ли быть оправдания у измены?
  3. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
  4. Что значит быть верным долгу?
  5. Как вы понимаете фразу из романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
  6. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
  7. Можно ли изменить мечте?
  8. Как и почему становятся изменниками?
  9. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
  10. Какие причины могут привести человека к измене?
  11. Кого можно назвать верным другом?
  12. Когда измену можно простить?

Литературные произведения

  • «Слово о полку Игореве» (к. XII в.).
  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.). «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XVI в.). «Житие протопопа Аввакума» (XVII в.).
  • Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (XII в.). А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818—1820), Кавказский пленник» (1820—1821), «Цыганы» «Дубровский» (1832—1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Медный всадник» (1833), «Повести Белкина» (1830), «Евгений Онегин» (1823— 1831), «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829).
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1841), «Листок» (1841), «Мцыри» (1839).
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (1835), «Мертвые души» (1835—1841).
  • И.С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
  • Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Анна Каренина» (1877), «Хаджи-Мурат» (1896—1904), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903).
  • Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Белые ночи» (1848), «Преступление и наказание» (1866).
  • И. Куприн «Олеся» (1898), «Гранатовый брас лет» (1911), «Поединок» (1905)
  • М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915).
  • С. А. Есенин «Берёза» (1913), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Край любимый! Сердцу снятся» (1914), «Я покинул родимый дом» (1918), «Письмо к матери» (1924), «Русь советская» (1924)
  • И. Бабель «Конармия» (1920).
  • Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
  • М.А. Булгаков «Белая гвардия» (1924), «Мастер и Маргарита» (1966—1967).
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
  • С. Гроссман «Жизнь и судьба» (1950—1959).
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1928—1940), «Судьба человека» (1959).
  • Т. Твардовский «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957—1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966), «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942—1945).
  • Ю.В. Бондарев «Горячий снег» (1970), «Батальоны просят огня» (1957)
  • К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой» (1963).
  • В. Быков «Сотников» (1969).
  • В. В. Высоцкий Стихотворения о войне.
  • Б.Ш. Окуджава Стихи о войне.
  • Гомер «Илиада» (до VI век до н. э.), «Одиссея» (до VI век до н. э.).
  • М. Сервантес «Дон Кихот» (1604).
  • У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594—1595), «Гамлет» (1600—1601).
  • О. Генри «Дары волхвов» (1905).
  • Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен» (1929).
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
  • Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952).

Тезисы и вопросы

Тезисы

  • При принятии серьёзного решения важно понимать последствия своих поступков. Очень сложно оправдать измену и простить человека, предавшего другого.
  • Если измены разрушают нас внутренне, то вера в общечеловеческие ценности делает нас нравственно богаче.
  • Каждый человек в определенной ситуации сталкивается с выбором: быть верным своему слову или слукавить, отступить. Важно, чтобы каждый из нас понимал, что итоговый выбор человек всегда делает сам.
  • Прочная опора в жизни — вера в настоящие человеческие ценности: любовь к Родине, к семье, верность друзьям и близким.
  • Важно, чтобы каждый из нас чувствовал ответственность за всё то, что он совершает, был верен нравственному закону.

Вопросы

  • В каких жизненных ситуациях мы говорим о верности и измене? Почему?
  • Всегда ли верность долгу, семье, присяге приносит человеку чувство удовлетворения, счастья?
  • Приведите примеры поступков героев литературных произведений, когда верность долгу не помогла человеку стать счастливым. Как вы думаете, почему такое возможно?
  • Можно ли оправдать измену ради собственного благополучия? Аргументируйте свою позицию.
  • Какую роль играет измена в дальнейшей судьбе человека? Можно ли говорить о том, что любая измена приводит к нравственной деградации человека?
  • Можно ли заставить человека всегда быть верным? Приведите 2-3 тезиса об этом.
  • Как взаимосвязаны верность и измена? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.

Цитаты

  • «Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?» (Конфуций)
  • «Будь верен себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям». (Уильям Шекспир)
  • «Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии». (Дж. Свифт)
  • «Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера». (Ф. де Ларошфуко)
  • «Долг каждого — любить Родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни». (Ж.-Ж. Руссо)
  • «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души». (Н. Чернышевский)
  • «Я хочу продолжать жить в мире, где ещё существует верность, а клятвы в любви даются навечно…» (Стендаль)
  • «Самое подлое преступление — злоупотребление доверием друга». (Генрик Ибсен).
  • «Слово «верность» принесло много вреда. Люди приучились быть «верными» тысяче несправедливостей и беззаконий. Между тем им следовало быть верными только себе, и тогда они восстали бы против обмана». (Марк Твен)
  • «В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится». (В. Высоцкий)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ»

«Смелость и трусость» — в основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Темы сочинений

  1. Чем смелость отличается от безрассудства?
  2. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
  3. Что помогает человеку преодолеть страх?
  4. Согласны ли вы с мнением, что смелость — это способность преодолевать страх?
  5. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
  6. Как связаны трусость и слабость?
  7. Почему человек может бояться высказать свою позицию?
  8. Согласны ли вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
  9. Хорош ли принцип: «…как бы чего не вышло…»?
  10. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
  11. Что помогает человеку стать смелым?

Литературные произведения

  • Русские народные сказки и былины.
  • «Слово о полку Игореве» (к. XII в.).
  • «Повесть о Петре и Феврали Муромских» (XVI в.).
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XVI в.). «Житие протопопа Аввакума» (XVII в.).
  • А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820—1821), «Цыганы», «Дубровский» (1832—1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Медный всадник» (1833), «Повести Белкина» (1830), «Евгений Онегин» (1823— 1831), «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829).
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1841), «Листок» (1841), «Мцыри» (1839).
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (1835), «Мертвые души» (1835—1841).
  • И.С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
  • Л. Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Анна Каренина» (1877), «Хаджи-Мурат» (1896—1904), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903).
  • Ф. М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
  • М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915).
  • С. А. Есенин «Берёза» (1913), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Край любимый! Сердцу снятся» (1914), «Я покинул родимый дом» (1918), «Письмо к матери» (1924), «Русь советская» (1924).
  • В. В. Маяковский. Стихотворения и поэмы.
  • И. Бабель «Конармия» (1920).
  • П. Чехов. Рассказы. Пьесы
  • Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
  • М. А. Булгаков «Белая гвардия» (1924), «Мастер и Маргарита» (1966—1967).
  • М. А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
  • С. Гроссман «Жизнь и судьба» (1950—1959).
  • Т. Твардовский «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957—1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966), «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942—1945).
  • К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой» (1963).
  • В. Быков «Сотников» (1969).
  • И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (1959)
  • В. Высоцкий. Стихотворения.
  • В.Г. Распутин «Уроки французского» (1973), «Последний срок» (1970), «Прощание с Матерой» (1976), «Живи и помни» (1974).
  • Гомер «Илиада» (до VI век до н. э.), «Одиссея» (до VI век до н. э.).
  • М. Сервантес «Дон Кихот» (1604).
  • О. Генри «Дары волхвов» (1905).
  • Э. М. Ремарк «На Западном фронте без перемен» (1929).
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
  • Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952).

Тезисы и вопросы

Тезисы

  • Смелый поступок не значит безрассудный. Не всякая смелость может быть оправдана. И не всегда после победы человек испытывает чувство удовлетворения.
  • Необходимо понимать, что часто человек трусит не потому что хочет быть предателем, а так как боится, не уверен в себе.
  • Если смелый поступок заставляет нас гордиться собой, то трусливый поступок человек стремится скрыть от окружающих.
  • Каждый человек в определенной ситуации сталкивается с выбором: проявить смелость или отойти в сторону, не заметить. Важно, понимать, что выбор того, как поступить, всегда остается за нами.
  • В жизни стоит опираться на то, что действительно важно: честность, мужество, душевную стойкость.
  • Важно, чтобы каждый из нас чувствовал ответственность за всё то, что он совершает, а смелость в поступках являлось бы серьезной работой над собой.

Вопросы

  • Что мы называем смелостью? Трусостью?
  • Всегда ли смелость приносит человеку чувство удовлетворения? Приведите примеры поступков героев литературных произведений, когда смелость не приносила герою чувства удовлетворения. Как вы думаете, почему такое возможно?
  • Можно ли оправдать трусливый поступок? Аргументируйте свою позицию.
  • Какую роль играет трусость и смелость в судьбе человека? Можно ли говорить о том, что любой смелый поступок возвышает человека?
  • Можно ли заставить человека всегда быть смелым? Приведите 2-3 тезиса об этом.
  • Как взаимосвязаны смелость и трусость? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.

Цитаты

  • «Кто мужествен, тот смел». (Цицерон)
  • «Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость». (Д. Дидро)
  • «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх». (В.Г. Белинский)
  • «Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей». (И. Кант)
  • «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми». (Ф. Купер)
  • «Испуган — наполовину побежден». (А.В. Суворов)
  • «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз». (У. Шекспир)
  • «Страх возникает вследствие бессилия духа». (Б. Спиноза)
  • «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие». (М. Твен)
  • «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». (Л.Н. Толстой)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

«Человек и общество» — для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество — учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Темы сочинений

  1. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  2. Конфликт поколений как общественная проблема.
  3. Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
  4. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
  5. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
  6. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
  7. Согласны ли вы с пословицей «Один в поле не воин»?
  8. Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  9. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
  10. Может ли человек ставить себя выше общества?
  11. Можно ли быть независимым от общественного мнения?
  12. Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?

Литературные произведения

  • Русские народные сказки и былины.
  • «Слово о полку Игореве» (к. XII в.).
  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.).
  • «Житие протопопа Аввакума» (XVII в.).
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821—1824).
  • А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Дубровский» (1832—1833), «Капитанская дочка» (1832—1836), «Медный всадник» (1833), «Повести Белкина» (1830), «Евгений Онегин» (1823—1831).
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840), «Мцыри» (1839).
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души» (1835), «Шинель* (1841).
  • И. А. Гончаров «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859).
  • И.С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862).
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник» (1872— 1873).
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (1875).
  • Л.Н. Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Война и мир» (1863—1869), «Анна Каренина» (1877), «После бала» (1903).
  • Ф. М. Достоевский «Бедные люди» (1845), «Преступление и наказание» (1866).
  • П. Чехов «Вишневый сад» (1903), «Ионыч» (1898).
  • Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (1955).
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1966— 1967).
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон» (1925—1940), «Судьба человека» (1959).
  • Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594—1595).
  • И. В. Гете «Фауст» (1774—1832).
  • О. Генри «Дары волхвов» (1905).
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).
  • Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952).

Тезисы и вопросы

Тезисы

  • Жизнь человека вне общества невозможна, но при этом каждый из нас, живя по определенным общественным законам, должен руководствоваться нормами морали и нравственности.
  • Не всегда общество положительно влияет на развитие личности.
  • Важно, чтобы каждый человек понимал свою роль в обществе.
  • У каждого человека в определенной жизненной ситуации должна быть возможность обратиться за помощью к другим людям.
  • Общественное мнение часто формирует наше отношение к жизни, но правильно ли это.
  • Важно, чтобы каждый из нас принимал самостоятельные решения и нёс личностную ответственность за свои действия и поступки, не прикрываясь мнением общества.

Вопросы

  • Каким мы видим современное общество? Опишите действия и поступки героев литературных произведений, членов общества, которые, с вашей точки зрения, помогли вам сформировать определенное мнение о сложившейся ситуации.
  • Какие ошибки человек совершает под влиянием общества? Почему это происходит?
  • Всегда ли общественное мнение руководит поступками человека? Приведите примеры поступков героев литературных произведений, которые не руководствовались общественным мнением.
  • Можно ли оправдать какое-либо действие, поступок мнением общества? Аргументируйте свою позицию.
  • Какой человеческий поступок можно оправдать общественным мнением? Почему?
  • Можно ли заставить человека всегда поступать в соответствии с правилами общества? Приведите 2-3 тезиса, аргументирующих ваш ответ.
  • Как взаимосвязаны человек и общество? Приведите конкретные примеры из художественных текстов, отражающие связь данных понятий.

Цитаты

  • «Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой». (Ж. Ж. Руссо)
  • «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря». (Д. Дидро)
  • «Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные». (Ф. Бэнок)
  • «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский)
  • «Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам». (Ф. Достоевский)
  • «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни». (А. Моруа)
  • «Человек немыслим вне общества». (Л.Н. Толстой)
  • «Отдельные люди соединяются в одно целое — в общество; и поэтому самая высшая сфера прекрасного — человеческое общество». (Н.Г Чернышевский)
  • «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочувствия от всего общества». {У. Джеймс)
  • «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество». (И. Гёте)
  • «Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни». (Д.И. Писарев)
  • «Все дороги ведут к людям». (А. де Сент Экзюпери)