Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина

Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина

Суть Третьеиюньской монархии заключается в том, что благодаря из­бирательному закону 3 июня 1907 г. Государственная дума стала пол­ностью подконтрольной правительству, то есть формально самодержа­вие было ограничено парламентом, а реально – оставалось неограни­ченным. Поэтому III и IV Думы были по составу уже не левые и не создавали правительству проблем. В III Думе действовал так называ­емый «октябристский маятник»: абсолютного большинства не имела ни одна фракция, поэтому верная правительству фракция октябристов блокировалась с правыми, если правительству нужно было принять охранительный закон, и с кадетами для принятия реформистских за­конов. Этот механизм позволял правительству П. А. Столыпина при­нимать любые необходимые ему законы.

Ведущим реформатором второй половины николаевского царствования был П. А. Столыпин, занимавший в 1906-1911 гг. два важнейших пос­та в управлении страной – председателя Совета министров и министра внутренних дел. Он был убежденным монархистом и противником ре­волюции, но понимал необходимость модернизации (для подавления опасной для страны революции нужен не только террор, но и рефор­мы – постепенные, для подъема страны нужно «20 лет покоя внутрен­него и внешнего»), и в первую очередь решения аграрного вопроса.

Основные направления политики П. А. Столыпина были следующими.

  1. Борьба с революцией (лозунг П. А. Столыпина: «Сначала успокое­ние, потом реформы»), для чего учреждалась система военно-полевых судов, которые рассматривали дела революционеров в упрощенном по­рядке и, как правило, выносили смертные приговоры (в 1906-1909 гг. по приговорам военно-полевых судов были казнены более 4 тыс. чело­век). Эти меры помогли подавить Первую русскую революцию, но не революционное движение (в ответ на меры Столыпины поднимается волна террора и экспроприаций).
  2. Аграрная реформа – основная из реформ П. А. Столыпина:
  • решая остро вставший в революции 1905 г. аграрный вопрос, П. А. Сто­лыпин преследовал сразу несколько целей:
  • экономические – увеличить производство сельскохозяйствен­ной продукции и освоить пустовавшие земли;
  • политические – снизить накал крестьянского недовольства, сформировать новую опору самодержавия из зажиточных крестьян-собственников и отдалить значительную массу крестьян­ства из центра России (во избежание их участия в революции);
  • социальные – решить проблему малоземелья в перенаселенных центральных районах, не затрагивая помещичье землевладение;
  • содержание реформы (царский указ от 9 ноября 1906 г.):
  • улучшение экономического положения крестьян (отмена вы­купных платежей с 1907 г.);
  • разрушение крестьянской общины, сдерживавшей развитие эко­номики, и насаждение частного крестьянского землевладения: для этого разрешался свободный выход крестьян из общины, после чего крестьяне становились частными собственниками зем­ли. Все закрепленные за крестьянином наделы сводились в один земельный участок, который мог располагаться либо на терри­тории деревни или села (отруб), либо отдельно от нее – в специ­ально отведенном, обособленном месте (хутор). Предполагалось, что разрушение общины приведет к имущественному расслоению среди крестьян, появлению значительного слоя частных соб- ственников-фермеров, которые будут вести хозяйство более эф­фективно за счет использования наемного труда своих разори­вшихся односельчан и станут надежной опорой власти;
  • поощрение и оказание помощи крестьянам, желающим пере­селиться на окраины страны (Сибирь, Казахстан, Средняя Азия), где было много пустующих земель;
  • активизация деятельности Крестьянского банка: он начал выда­вать ссуды на льготных условиях крестьянам, которые переходи­ли на хутора или участвовали в переселенческих мероприятиях;
  • результаты столыпинской аграрной реформы были противоречивы:
  • позитивные итоги: рост сельскохозяйственного производства, увеличение технической оснащенности крестьянских хозяйств, освоение сибирских земель;
  • негативные итоги: не удалось полностью разрушить общину (из общин вышли всего 25-30 % всех крестьян), создать класс зажиточных крестьян-собственников (выходили из общин по большей части не зажиточные крестьяне, а бедняки, которые продавали наделы и нанимались рабочими в город), переселить крестьян в малозаселенные районы (почти 20-25 % из уехав­ших вскоре вернулись обратно).

Причины неудачи реформы: ее незавершенность (реформа длилась фак­тически 8 лет, а П. А. Столыпин говорил как минимум о 20 годах), кон­сервативное сознание крестьян (хуторян и отрубников крестьяне, оста­вшиеся в общине, воспринимали как врагов, наравне с помещиками, нередко совершали нападения на их хозяйства), зачастую насильствен­ные методы проведения реформы, плохая организация переселения. Уровень социальной напряженности в деревне не только не снизился, но еще больше возрос.

Реформы Столыпина не получили широкой поддержки в обществе. Для революционеров и либералов он по-прежнему оставался «веша­телем», кроме того, у левых партий не могла вызывать симпатий его аграрная политика, основанная на принципе частной собственности. Правые опасались, что реформа Столыпина приведет к усилению вли­яния зажиточного крестьянства, которое станет конкурировать с по­мещиками. Николай II, поначалу всецело доверявший премьер-мини­стру, стал постепенно отдаляться от него. В 1911 г. Столыпин был убит в результате покушения, совершенного анархистом (и одновременно полицейским агентом) Богровым.