СХЕМАТИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Для эффективного обучения немаловажную роль играет схематизация, смысл которой заключается в «чтении», построении схем и их передаче. Однако те схемы, которые строят в школе учителя и ученики, далеки от требований, описанных в работах методологов, занимающихся вопросами схематизации (В. М. Розин, П. Б. Мрдуляш, А. П. Зинченко, М. А. Мкртчян и др.). В основном это схематичные рисунки, которые помогают учителям организовать понимание детей при объяснении нового материала, а ученикам – организовать собственное понимание при изучении текстов. Но так как данные изображения несут в себе функции, традиционно выполняемые учителем, – организацию понимания, коммуникации и деятельности, то проведение учебных занятий без схем и схематичных рисунков значительно снизит эффективность урока.
Понятию «схема» в различных источниках даются разные определения. В одном схема – это «наружный вид, форма, набросок, очерк. 1) Изображение, описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах. 2) Чертеж, воспроизводящий обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею».
В другом схема – это «иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, показывает характер процесса, движения, структуру и т. д.».
В третьем «схема – это самостоятельный предмет, выступающий одновременно как представление (или изображение) другого предмета».
Данные формулировки не дают полного представления о том, какой именно вид должен быть у схем, тем более что графический рисунок тоже можно подвести под содержание данных определений. Ключевым здесь является словосочетание «условные обозначения», в связи с этим изображения, в которых реальные предметы замещены условными обозначениями, будем называть схемами.