В чем главный изъян теории Раскольникова, предопределивший ее крах?

В чем главный изъян теории Раскольникова, предопределивший ее крах? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» изображает столкновение идеи с жизнью. По мысли писателя, жизнь всегда опровергает любую теорию, и строить жизнь согласно теории нельзя.

Раскольников, главный герой романа, охвачен своей идеей, тем, что писатель называл идеей-чувством и идеей-страстью. Идея-страсть выбивает человека из обыденной жизни, трансформирует его характер, может привести человека на каторгу. В основе этой теории лежала мысль о делении людей на две группы: «сильных», Наполеонов, Магометов, которым «все дозволено», и слабых, «тварей дрожащих», становящихся заложниками, жертвами и слепыми исполнителями чужой воли. Герой уже давно размышлял об этом, но все это до определенного времени оставалось лишь мрачной мечтой его. Но вот в грязном трактире он встречается с Мармеладовым и узнает о судьбе его семнадцатилетней дочери. Затем приходит письмо от матери, Раскольников узнает о бедствиях самых близких ему людей, о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы спасти от неотвратимых несчастий мать и брата. Все нравственное чувство в молодом человеке восстает против этого: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!».

Как неоднократно отмечали исследователи, особенность главных героев Ф.М. Достоевского в том, что они не признают умеренности в душевных движениях, нарушают все общепринятые нормы. Герои не боятся последствий чувства и мысли, но смело бросаются в них, обнаруживая при этом как титанические взлеты духа, так и трагические падения. Отсюда у писателя глубинное исследование внутренней жизни персонажей.

Идея Раскольникова не выдерживает проверки жизнью. И убийство старухи-процентщицы совершается им в основном ради проверки этой мысли (впоследствии герой признает помощь своей семье ложным мотивом преступления). Однако, совершив преступление, обернувшееся еще и убийством ни в чем не повинной Лизаветы, он почувствовал себя отчужденным от людей, стал отверженным. «Я себя убил, а не старушонку!» — признается герой в романе. Но попытка переделать в себе человеческую натуру приводит Родиона к трагическому раздвоению. Он пытается играть роль Наполеона — и одновременно сознает, что не годится для нее.

Преступление Раскольникова становится нравственным падением героя, моральной смертью его. И здесь мы можем отметить связь романа Достоевского с библейским сюжетом, с притчей о Лазаре из Евангелия от Иоанна. Сюжет этой притчи всем известен. Недалеко от Иерусалима было селение Вифания. Там жил Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. Однажды он заболел, и его сестры, будучи в великой скорби, пришли к Иисусу, чтобы сообщить о болезни брата. Однако Иисус ответил: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Вскоре Лазарь умер, и его похоронили в пещере, завалив вход камнем. Прошло четыре дня. Иисус пришел к Марфе и Марии и сказал, что брат их воскреснет: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет…». Иисус пошел к пещере и позвал Лазаря, и тот вышел, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». С тех пор многие иудеи, видевшие это чудо, уверовали в Христа.

Именно эту евангельскую притчу Соня читает Раскольникову в четвертой части романа. Сцена эта предваряет будущие события. Большой отрывок из Евангелия, рассказывающий о воскресении Лазаря, намекает читателю на возможность нравственного возрождения героя. Пока же он остается духовным мертвецом, трагически переживая чувство полной разъединенности с людьми. Глубоко исследуя процессы душевной жизни Родиона, автор использует портреты, внутренние монологи, сны, раскрывающие подсознательную жизнь героя. И в одном из этих снов старушонка и все окружающие смеются над ним. И основной смысл этой сцены — развенчание Раскольникова (М.М. Бахтин). Этот смех разом уничтожает всю важность и серьезность теории героя, исподволь подводя читателя к мысли об ее обреченности.

Поступок его подводит нас к важнейшей нравственно-философской проблематике романа. В лице Раскольникова человек вплотную подошел к той границе, за которой уже нет чувства вины, ощущения греха, мук совести, за которой не существует уже самого понятия «преступление». Герой хочет проверить нравственный закон путем логики. Но, по мысли автора, нравственный закон — это нечто не требующее никаких доказательств и никакого практического подтверждения. И любая человеческая личность самоценна, независимо от личностных качеств человека. И все люди в этом плане равны. Таким образом, Достоевский утверждает в романе идею ценности и святости человеческой личности.

Писатель не дает нам увидеть полное раскаяние своего героя, этот мотив в романе лишь намечен. И здесь Ф.М. Достоевский развивает идею искупления преступления страданием. Лишь соприкоснувшись со страданием Мармеладовых и любовью Сони, испытав муки совести, Раскольников обрел возможность будущего воскресения. Характерно, что в третьей редакции романа у писателя появилась запись: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненные знание и сознание приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе». Таким образом, главный изъян теории Раскольникова в том, что он хотел обосновать моральный закон, нечто, не требующее никаких доказательств и обоснований. И поэтому жизнь полностью опровергла ее.

В чем главный изъян теории Раскольникова, предопределивший ее крах?
4.5 (90%) 8 votes