В чем состоит явление «обломовщины»?

В чем состоит явление «обломовщины»? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Герой И.А. Гончарова предстает перед читателями как художественный тип, «знамение времени». Явление «обломовщины» — это «ключ к разгадке многих явлений русской жизни» (Добролюбов).

Отметим сложность, многогранность понятия «обломовщины», раскрытую в образе героя. Какими чертами наделен герой? С одной стороны, инертность, пассивное отношение к жизни, бездеятельность, лень, сибаритство. С другой стороны — чистая, «голубиная душа», мечтательность, поэтичность, искренность, глубина натуры, доброта, великодушие, способность к любви.

Отметим самодостаточность героя, пассивное отношение к жизни как своеобразный протест против несовершенства общества, людской фальши, лжи, карьеризма. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится», — замечает Обломов в романе. Этот протест объединяет Обломова с «лишними людьми», созданными русской литературой, — Онегиным, Печориным, Рудиным.

Психологизм И.А. Гончарова. Личностные черты героя переданы через портрет, интерьер, внутренний монолог. Стиль писателя характерный, он близок к гоголевской манере. Мотив Манилова и Плюшкина звучит в развитии образа героя. Велика также у И.А. Гончарова роль художественной детали (халат Обломова, развернутая книга). Как относится автор к своему герою? Отчасти это сатирическое отношение (об этом говорят нам комические элементы в тексте).


В первой части романа представлены гости Обломова. И здесь снова опора на гоголевские традиции — подобная галерея персонажей представлена в «Мертвых душах». Каково же композиционное и идейное значение этих персонажей? Оно заключается в сопоставлении пассивности Обломова и суетности Волкова, карьеризма Судьбинского, писательской безыдейности Пенкина, серости Алексеева, мошенничества Тарантьева, наконец, «культурно-коммерческой деятельности» Штольца (И. Анненский). В этом выражение авторской позиции и авторского отношения к герою.

Психологизм И.А. Гончарова проявляется не только в портретах и интерьерах, но и в описании сна героя. Очень значима роль «Сна Обломова» в художественной структуре романа. Здесь анализируются истоки характера Ильи Ильича. Звучит мотив старого, патриархального мира, стиль автора становится эпическим. Мы чувствуем ностальгию автора по «уходящей старине». Мы видим, какую роль сыграла семья, а также российская природа в формировании душевных свойств героя. Значимы также фольклорные мотивы, зарождающиеся в «Сне Обломова» и звучащие на протяжении всего романа, переходящие в сюжет, глубинно раскрывающие образ Обломова. Сопоставление героя с Емелей, Ильей Муромцем, сказка о Милитрисе Кирбитьевне — все это воплотилось в жизни Обломова. Также отметим мотив вечного сна героя.

Смерть Обломова в финале символична, это гибель старого мира, «обломовщины». Какова же авторская позиция в романе? Писатель старался быть объективен в изображении своего героя, глубоко исследовал «обломовщину» как явление русской действительности. Мы можем говорить о критическом и любовном отношении автора к своему герою. Если в первой части романа представлен поверхностный взгляд на Обломова (он предстает перед нами как «уродливое явление русской действительности»), то затем мы видим постепенное открытие редкостных душевных свойств героя на протяжении всего повествования. И.А. Гончаров заметил о своем романе: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».

Отметим использование И.А. Гончаровым художественного приема «рассказ в рассказе» как средство обозначения авторской позиции. В финале романа мы узнаем, что всю историю жизни Обломова рассказывает Штольц. Записана же эта история литератором, слушателем Штольца, в котором легко узнаваем сам Гончаров: «полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами». Критическое восприятие Штольца переплетается в романе со спокойной, порой сочувственной, порой насмешливой интонацией самого автора. Таким образом, роман И.А. Гончарова подводит читателя не только к объективному, но и к философскому взгляду на героя как характерное явление русской жизни, на само понятие «обломовщины».

В чем состоит явление «обломовщины»?
4.4 (87.78%) 18 votes