В чем состоят особенности героя деревенской про­зы?

В чем состоят особенности героя деревенской про­зы?

О красоте душ сельских жителей, гармонии общественных отношений, которые были идеалом, а иногда характеризовали жизнь крестьянской семьи и мира, противоречиях национального характера, трудном вхождении вчерашних селян в новый, городской мир с его соблазнами и опасностями много писали В. Распу­тин, В. Шукшин, В. Астафьев.

Исток творчества названных писателей — любовь и восхищение, тревога за любимый мир и несогласие с разрушением традиционных устоев общежития и нравственности. «Лад» называется одна из книг В. Бело­ва, «Век живи — век люби» — один из рассказов В. Распутина. Любовь к традициям Отечества и талант позво­лили писателям-«деревенщикам» вписать совершенно оригинальную страницу в историю русской словесности.

Одна из очень важных страниц «деревенской про­зы» — творчество Василия Ивановича Белова (1932- 2012). Повесть «Привычное дело» (1966) принесла пи­сателю широкую известность, оказалась в центре вни­мания читателей, критики, всех участников дискуссий

о  деревенской теме в литературе. Главные герои пове­сти — Иван Африканович Дрынов — бывший фронто­вик, колхозник и его жена доярка Катерина. Иван Аф­риканович — отец многодетной семьи, у него 9 сыновей и дочерей. Его жизнь полна трудностей и забот. Помимо колхозной работы, он ловит рыбу, добывает пушнину.

Герой отнюдь не безгрешен: в первом же эпизоде по­вести спьяну натворил дел, в которых позже горько раскаивался. Писатель отмечает также, что его герой слишком долго мирится с явной несправедливостью, с бесконечными поборами, которыми власти истощают крестьянские хозяйства, обрекают людей на полунищее, бесправное существование. А когда терпение лопнуло, Иван Африканович попытался уйти из села, слишком резко поменять свою жизнь. В незнакомом городском мире он потерялся, его обворовывают, оставшись без поддержки, надорвавшись, умирает горячо любимая Катерина. Во всем этом горько винит себя герой.

Однако прирожденная жизнестойкость и привычки к каждодневному крестьянскому труду помогают ему выжить. И еще одно важнейшее качество героя подчеркивает писатель. Его горе и радость, просветлен ные и печальные думы всегда так или иначе связаны с природой, круговоротом теплых и морозных, ясных и пасмурных дней. Глядя на восход, он думает: «Восходит — каждый день восходит, так все время. Никому не остановить, не осилить». Для него жизнь — вен де жизнь. «И все добро, все ладно. Ладно, что родился, ладно, что детей народил». В. Белов пишет о поэтическом мироощущении Ивана Африкановича.

Писатель подчеркивает гармоничность духовного мира своего героя. Доброта, совестливость, любовь к людям, жизни придают его личности особое обаяние. Повествование о его жизни становится своего рода «послед­ним поклоном» писателя русскому крестьянству, сель­ским жителям, трудами и духовным поискам которых был создан традиционный русский национальный мир.

В «Плотницких рассказах» (1968) В. Белов продол­жил галерею характеров русских крестьян. В книге повествуется о двух друзьях, которые всю жизнь со­перничали, мирились, снова конфликтовали. Авинер Козонков постоянно стремится к власти, делает вид, что поступает по правилам и непогрешим. На самом же деле он всегда и все делает из эгоистических побужде­ний. Алеша Смолин, напротив, — прирожденный кре­стьянин, бескорыстный труженик. Это как бы две сто­роны национального характера, проявившие себя в противоречиях XX века.

Опубликовано в Сочинения.