В чем суть нравственных противоречий персонажей в романе «Отцы и дети»

В чем суть социальных коллизий, нравственных противоречий персонажей в романе «Отцы и дети», как они проявляют себя в художественном конфликте произведения ?

Ситуация, описываемая в романе, драматична, она вполне может быть уподоблена гамлетовской — «рас­палась связь времен». Аркадий и Николай Петрович Кирсановы ощущают отчуждение, несмотря на кров­ную близость, Павел Петрович ненавидит разночинца Базарова по политическим и идеологическим основа­ниям, нет единства и между теми, кто для сторонне­го взгляда может показаться представителями одной партии: Аркадий, Базаров, Ситников с Кукшиной очень по-разному проявляют себя, хотя для стороннего взгляда все они — нигилисты. Ощущение тотального одиночества — итог развития главного героя романа. И все это происходит на фоне народного обнищания, разрушения традиционных устоев сельского общин ного и семейного быта, распада устоев патриархальной морали, ослабления связей людей с землей, о чем на всем протяжении романа напоминает автор, рисуя картины сельского быта, хозяйства, создавая образы мужиков.

Впрочем, конфликтность, противоречивость по-разному разрешаются в отношении различных групп героев. Роман начинается с изображения противоречий отца и сына Кирсановых. В их основании вполне естественный вечный конфликт поколений. Аркадий, подражающий Базарову, старается излечить отца от из лишней чувствительности, сентиментальности, хоти сам в этом отношении его достойный наследник. В дальнейшем это глубинное родство душ отца и сына проявляется в том, что оба они стремятся смягчить остроту противостояния Павла Петровича и Базарова. В финале романа и отец, и сын Кирсановы находят такое похожее, простое, понятное и необходимое всем людям спокойное счастье. Тем самым доказывается возможность преодоления естественного конфликта отцов и детой основанием которого являются психологические особенности людей разного возраста.

Сложность описываемой в романе ситуации состоит в том, что на первый план в жизни общества выходят конфликты и противоречия иного плана. И здесь уже у писателя появляются основания говорить о возможно­сти подлинно трагического столкновения различных об­щественных сил. Работая над романом, Тургенев писал: «Настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы». Парадокс состоит в том, что и аристократы-либералы, и разночинцы-демократы в основание своих позиций кладут мысли или хотя бы декларации об общественном благе, прогрессе, улучше­нии жизни народа. Но каждый из спорящих отстаивает свою точку зрения как единственно правильную, впада­ет в крайность, а крайности никогда не совпадают с ис­тиной и подлинными потребностями общества.

Здесь искали:

  • сочинение настоящие столкновения те обе стороны до известной степени правы
  • настоящие столкновения те в которых обе стороны правы сочинение
  • настоящие столкновения те в которых стороны до известной степени правы
Опубликовано в Сочинения.