В чем своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэзии и предназначение поэта?

В.В. Маяковский является поэтом-новатором. Его поэзия стала полноправной участницей митингов и уличных шествий, он расширил границы лирики, обогатил ее формы. Одна из главных тем послереволюционного творчества В.В. Маяковского активное участие поэта в социалистическом строительстве. Он стал настоящим певцом Октября, революции, рупором своей эпохи, заслужив звание «полпред стиха». Время требовало поэта-трибуна, и таким поэтом стал В.В. Маяковский.

В 1918 году он написал стихотворение «Приказ по армии искусства». В этом произведении мы видим совершенно новый взгляд на искусство, на предназначение художника. Необычно уже само название стихотворения, обращение к «армии искусств». Лирический герой призывает единомышленников выйти на баррикады — «баррикады сердец и душ». Предназначение искусства — активное участие в жизни страны, борьба за нового человека. Художники должны выйти на улицы и площади, песня должна «громить вокзалы», поднимать в бой армии. Стих — важнейшее оружие в борьбе со старым миром, бомба, призванная уничтожить все, мешающее развитию новой жизни. И здесь мы можем сопоставить поэта с М.Ю. Лермонтовым, который сравнивал поэзию с кинжалом, с Н.А. Некрасовым, отстаивавшим гражданственность, социальность и злободневность тем лирики.

Затем поэтом было написано новое произведение — «Приказ № 2 армии искусств». В нем поэт обращается к своим единомышленникам:

Товарищи,

дайте новое искусство — такое,

чтобы выволочь республику из грязи.

Великая созидательная сила искусства должна, по мысли В.В. Маяковского, проявиться в социалистическом строительстве. Поэзия должна не только пробуждать мысли читателей, но заставлять их активно действовать. Песня должна заставить работать шахты, вывести пароходы из доков, дать «уголь с Дону», «нефть с Баку». Но для этого сама форма искусства должна измениться, оно должно стать лозунгом, плакатом, сменить философский пафос на агитационный.

Бросьте!

Забудьте,

плюньте

и на рифмы,

и на арии,

и на розовый куст,

и на прочие мелехлюндии

из арсеналов искусств.

«О месте поэта в рабочем строю» размышляет В.В. Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором о сущности поэзии». Здесь поэт утверждает:

Поэзия —

та же добыча радия.

В грамм добыча, в год труды.

Изводишь

единого слова ради тысячи тонн

словесной руды.

Поэт, по мысли Маяковского, это не избранник и не жрец, но он «народа водитель и одновременно — народный слуга». Труд его родствен любому другому труду.

Та же мысль звучит в поэме «Во весь голос». В первом вступлении к поэме он подводит своеобразный итог своему творчеству, заявляя:

Мой стих трудом

громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни

вошел водопровод, сработанный

еще рабами Рима.

Поэт обращается к потомкам, размышляет о будущем и определяет основные черты своего творчества:

Слушайте,

товарищи потомки, агитатора,

горлана-главаря.

Заглуша

поэзии потоки, я шагну

через лирические томики, как живой

с живыми говоря.

Я к вам приду

в коммунистическое далеко не так,

как песенно-есененный провитязь.

Мой стих дойдет

через хребты веков и через головы

поэтов и правительств.

И опять труд поэта приравнивается к самой тяжелой работе: Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный…

Здесь характерен мотив очищения («ассенизатор», «водовоз», «водопровод»). Поэт — это тот, кто очищает мир от грязи.

Тема предназначения поэта звучит и в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Здесь поэт так формулирует свою главную задачу: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой — и солнца!

Поэт здесь уподобляется солнцу, искусство призвано рассеять мрак жизни, окрасить ее яркими красками, найти романтику в буднях. Именно эти мотивы звучали в ранней лирике поэта («Нате!», «А вы могли бы»), где лирический герой был противопоставлен толпе обывателей.

Таким образом, позиция В.В. Маяковского — это активное вторжение поэта в жизнь общества. С этим связана социальная заостренность и тенденциозность его стихов, широта охвата материала. Темы поэта — Родина, революция, социалистическое строительство, «пороки» советской действительности — карьеризм, мещанство, взяточничество. Отметим эксцентричность и фантастичность сюжетов многих стихотворений В.В. Маяковского, их динамичность, громкость. Как отмечает К. Чуковский, Маяковский — поэт катастроф, конвульсий, вихря, грома и грохота [55]. Образы вихря, вулкана, грома отождествлялись в сознании поэта с революцией, с взрывом старого жизненного уклада. Вместе с тем неотъемлемая черта стиля этого поэта — лиризм. Им проникнуты не только стихи о любви, но и стихотворения о предназначении поэзии, о революции, о социалистическом строительстве. Обо всем этом он писал, как о глубоко личном. И в этом безусловное новаторство поэта. Новаторство В. И. Маяковского состоит и в новой трактовке традиционных тем — темы любви и природы. Он отверг принцип растворения поэта в чувстве, подчинения ему. Напротив, в поэзии он утверждает культ разума над чувством, над любой страстью вообще. Природе же он противопоставляет достижения технического прогресса, отдавая предпочтения машинам. И в этом смысле позиция его полярна по отношению к позиции С.А. Есенина. Поэтика В.В. Маяковского — поэтика контрастов. В одном произведении у него могут присутствовать возвышенная лексика, пафос, героика и вульгаризмы, просторечия, авторская ирония. Стихи поэта написаны лесенкой, что обогащает синтаксические возможности стиха. Художественные средства, используемые им, очень разнообразны. Он широко использует метафоры, сравнения, гиперболы, использует самую разнообразную лексику, создает неологизмы.

В чем своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэзии и предназначение поэта?
5 (100%) 15 votes