В чем заключается избранничество и свобода поэта у Пушкина

В чем заключается избранничество, свобода поэта? (По лирике А.С. Пушкина)

По мысли А.С. Пушкина, поэт — гордый и независимый Человек, который тоскует «в забавах мира». Он чуждается людской молвы и не поклоняется «народному кумиру», стре­мясь уединиться на «берегах пустынных волн» («Поэт»). При­частность к тайнам поэзии хранит певца в трудных обстоя­тельствах жизни («Арион»). Продолжая традицию романти­ков, Пушкин утверждает внутреннюю свободу поэта, его не­зависимость от мнений толпы.

«Поэт заявляет о своей непричастности к толпе, отказыва­ется как-либо служить ей, он служит только искусству, богу Аполлону. Поэзия — таинство, священнодействие, «народ не­посвященный» не понимает и не достоин понять ее смысла»:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Так Пушкин писал в стихотворении «Поэт и толпа». Сход­ные мотивы звучат в стихотворении «Поэту» (1830). Здесь зву­чит мысль об избранничестве поэта, о праве его жить в соот­ветствии со своими собственными представлениями об идеа­ле. В этом стихотворении А.С. Пушкин обозначает свою твор­ческую позицию: предназначение поэта — в безраздельном служении музам. Уже в первой строфе звучит мотив личност­ной самодостаточности художника:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь шум глупца и смех толпы холодной;

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Также здесь звучит мысль о том, что успех, слава — все это преходяще, оценка произведений читающей публикой не мо­жет быть объективной. Но художник — человек особой судь­бы. Он имеет особую миссию в этом мире. Бог наделил его талантом, и этим определяется его свобода, творческая са­мостоятельность. Он должен доверять лишь своей душе и ин­туиции: «Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свобод­ный ум».

В финале стихотворения ощутимо звучит мотив противо­стояния поэта и толпы. Толпа не в состоянии по достоинству оценить творений художника, она «плюет» на алтарь искус­ства. Лирический герой здесь призывает поэта быть сильным и мужественным человеком, не изменять своему гению в уго­ду читающей публике.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихи­ем, перекрестной рифмовкой. А.С. Пушкин использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитеты («восторженных похвал», «смех толпы холодной»), метафору («И плюет на алтарь, где твой огонь горит»), анафору («И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости ко­леблет твой треножник»),

В творчестве А.С. Пушкина очень важен мотив внутрен­него стоицизма, терпения, мужества и силы духа поэта, кото­рого «бранит» толпа.

В стихотворении «Пророк» возникает образ поэта-проро­ка, который призван нести людям истину. Пророку Пушки­на обладает всеведением, всезнанием, он является толковате­лем воли божества. Этот дар приходит к нему через страдание, мучение; И избранничество поэта здесь состоит именно в этом. В этом стихотворении поэт использует архаизмы и славяниз­мы («перстсудьбы», зеница», «виждь и внемли»), фразы-инверсии, синтаксические повторы с союзом «и».

Таким образом, поэт, по мысли А.С. Пушкина, призван быть неукротимым исследователем действительности. И в этом избранничество поэта, его единственно возможный путь.

Здесь искали:

  • поэту пушкин свобода
  • в чем по мнению пушки заключаеися миссия поэта
  • в чем проявлчется актуальность стихотворения поэт и толпа
Опубликовано в Сочинения.