В каких произведениях русской лирики XIX века молитва являет­ся формой лирического самовыражения и как она соотносится с вариантом Лермонтова?

Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что история русской лири­ки XIX века свидетельствует о пристальном интересе поэтов к таинству молитвенного слова.

Отметьте, что молитва как форма лирического самовыражения ис­пользовалась в поэтической практике литературных предшественни­ков М. Ю. Лермонтова (Н. П. Огарёва, Н. М. Языкова, А. В. Кольцова, Е.А. Баратынского) и художников, творчество которых завершало эсте­тические достижения XIX века (Ф. И. Тютчева).

Вспомните уникальные образцы, созданные А.С. Пушкиным (паро­дия утренней молитвы «Заутра с свечкой грошевою…», романтический вариант молитвы перед сном в стихотворении «К Морфею», обращение к православной традиции молитвословия в стихотворении «Отцы пустын­ники и жёны непорочны…»).

Покажите расширение функциональных возможностей молитвы в творчестве Ф. И. Тютчева (молитвенное слово как единственно возмож­ный способ духовного воссоединения с умершей возлюбленной в денисьевском цикле, например, в стихотворении «Есть и в моём страдальческом застое…», авторский вариант старческой молитвы «Чертог твой, Спа­ситель, я вижу украшен…», где молитва представлена как грандиозный по своей духовной значимости поступок веры).

В качестве вывода отметьте, что индивидуально-авторские особен­ности освоения молитвенного слова отразили своеобразие эстетических, философских, духовных исканий XIX века. Молитвенные варианты А. С. Пушкина носили эстетико-игровой характер, лермонтовские содер­жали напряжённо-личный вызов Богу, в творчестве Ф.И. Тютчева обра­щение к молитвенному слову осознаётся как последний шанс, предостав­ленный человечеству, стоящему на грани духовной катастрофы.

Здесь искали:

  • в каких произведениях русской лирики 19 века молитва является
  • Молитва 19 век стих
  • в каких произведениях русской лирики молитва является формой лирического самовыражения
Опубликовано в Сочинения.