В каких произведениях русской литературы ге­рои попадают в чуждый для них мир и в чем их можно сопоста­вить с Печориным?

Подумайте, в каких произведениях русской литературы ге­рои попадают в чуждый для них мир и в чем их можно сопоста­вить с Печориным?

В этом отрывке представлена характерная сюжетная схема: герой культуры и цивилизации попадает в чуждый ему мир при­роды. Подобная сюжетная схема реализована в поэме А.С. Пуш­кина «Цыганы». Кроме того, персонажи этих произведений (Пе­чорин и Алеко) сходны своими личностными качествами.

Алеко также неудовлетворен современным ему обществом, он индивидуалист, противоречивый герой, в душе его живет гордыня, нетерпимость. В жизни его (как и в жизни Печори­на) нет места смирению. Это персонаж из мира культуры и цивилизации. Вместе с тем он романтик. Мир дикой природы безудержно привлекает его. Печорина очаровывает пение ун­дины — Алеко влюбляется в юную цыганку. Однако мир при­роды и цивилизации несовместимы — тема эта ощутимо зву­чит у обоих авторов. После совершения убийства Земфиры и ее возлюбленного Алеко изгоняют из табора. Печорину же едва удается спастись, он покидает мир контрабандистов.

Оба поэта приходят к выводу, что и мир европейский, и мир патриархальный лишены гармонии: всюду противоре­чия, которые заканчиваются трагедией. Недаром и у Пушки­на, и у Лермонтова в произведениях звучит мотив смерти. У Пушкина он реализован в сюжете — Алеко убивает изме­нившую ему женщину. И недаром в эпилоге поэмы звучат пе­чальные слова: «И всюду страсти роковые, И от судеб защи­ты нет». У Лермонтова же мотив смерти лишь намечен пунк­тиром — ундина едва не утопила Печорина.

Отметим также общность авторской позиции. Оба поэта сходятся в трактовке своего романтического героя — его пред­ставление о свободе граничит с безудержным своеволием. «Ты для себя лишь хочешь воли», — говорит Алеко старый цы­ган. Точно так же своеволен и Печорин в романе Лермонтова.

Раскрывая внутренний мир Алеко, Пушкин использует ди­алоги, авторский комментарий. Поэма написана красочным языком, мы находим метафоры («Презрев оковы просвеще­нья, Алеко волен, как они»), риторический вопрос («О чем жалеть?»), анафору («Я видел, будто между нами… Я видел страшные мечты»).

Таким образом, оба автора исследуют внутренний мир современного человека, поместив его в чуждую ему среду.

Здесь искали:

  • герои каких произведений попадают в чуждый для них мир
  • герои каких произведений русской классики попадают в чуждый для них мир
  • Герои каких произведений русской классики попадают в чуждый для них мир и в чем их можно сопоставить с печориным
Опубликовано в Сочинения.