В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определённого ассоциативного фона и в чём они соотносятся с вариантом Пушкина?

В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определённого ассоциативного фона и в чём они соотносятся с вариантом Пушкина?

Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что имя На­полеона связано с особым типом литературного героя. Для человека наполеоновского склада основными целями являются богатство, слава и власть, он противопоставляет себя обществу, осознаёт себя личностью исключительной, действует сообразно своим представлениям о достойной его жизни.

Покажите, что имя Наполеона создаёт в произведении особый ассо­циативный фон, порождающий культурно-исторические реминисценции, аллюзии, цитаты и парафразы, образные сравнения и т.п. Вспомните, что в финале главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин не случайно засыпает «сном Наполеона после Ватерлоо».

Прокомментируйте развёрнутый намёк Порфирия Петровича (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание») на причастность Рас­кольникова к убийству процентщицы: «Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Покажите, как он перекликается с пушкинской строкой «Мы все глядим в Наполеоны…», осуждающей бездушие и эгоизм поколения Онегина. Покажите функциональную зна­чимость наполеоновской фабулы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Суммируя свои наблюдения, сделайте вывод о том, что отечественные классики представили свои индивидуально-авторские варианты, связан­ные с идеей наполеонизма. Общим для всех является идея деромантиза­ции и дегероизации наполеоновского типа.

Здесь искали:

  • в каком еще произведениях русской литературы упоминание имени наполеона
Опубликовано в Сочинения.