В каких произведениях звучит мо­тив быстротечности жизни

Подумайте, в каких лирических произведениях звучит мо­тив быстротечности жизни и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением С.А. Есенина?

Мотив быстротечности жизни звучит в стихотворении А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Когда дряхлеющие силы…», «Опять стою я над Невой». В этих произведениях звучат сходные мо­тивы, также можем отметить общность авторской позиции.

В стихотворении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шум­ных…» лирический герой размышляет о том, как быстро бе­жит время:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды —

И чей-нибудь уж близок час.

Как и у Есенина, у Пушкина звучит мотив смерти, мотив смены поколений:

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

Обратим внимание на сходство метафор у обоих поэтов: жизнь человека сближается с явлениями природы — «жить» — «цвести».

В финале Пушкин, как и Есенин, говорит о конце челове­ческой жизни как о естественном процессе:

И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа Красою вечною сиять.

Таким образом, мы видим общность авторской позиции — лирический герой этого стихотворения, как и герой Есенина, признает мудрость вечной природы.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитеты («улиц шумных», «юношей безум­ных»), метафору и риторический вопрос («И где мне смерть пошлет судьбина?»), метафору («мы все сойдем под вечны сво­ды»), метафору и инверсию («И пусть у гробового входа Мла­дая будет жизнь играть…»).

В стихотворении «Когда дряхлеющие силы» Ф.И. Тютчев говорит о быстротечности времени. У Тютчева, как и у Есени­на, звучат в этом произведении грустные нотки, ощутим мо­тив смены поколений. И вместе с тем — это попытка прими­рения с жизнью. Только у Есенина этот мотив выражен ощу­тимо, лирический герой его не испытывает страха перед вре­менем, признавая разумным неизбежный бег его. У Тютчева же этот мотив лишь намечен, его лирический герой не самодо­статочен, он ищет помощи извне:

Спаси тогда нас, добрый гений,

От малодушных укоризн,

От клеветы, от озлоблений На изменяющую жизнь;

От чувства затаенной злости На обновляющийся мир,

Где новые садятся гости За уготованный им пир…

Поэт здесь использует различные средства художествен­ной выразительности: эпитеты («дряхлеющие силы», «добрый гений», «горького сознанья», «старческий задор»), анафору («От малодушных укоризн, От клеветы, от озлоблений»), ме­тафору («нас поток уж не несет»).

В стихотворении Тютчева «Опять стою я над Невой» мы видим сопоставление прошлого и настоящего. Здесь, как и в стихотворении Есенина, звучит мотив сна. Лирический герой словно не может поверить в происходящее, в то, что когда-то с ним было:

Во сне ль все это снится мне,

Или гляжу на самом деле,

На что при этой же луне С тобой живые мы глядели?

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитеты («дремлющие воды», «в бледном оба­янье», «по задумчивой Неве»), сравнение и метафору («снова, как в былые годы, Смотрю и я, как бы живой, На эти дремлю­щие воды»),

Здесь искали:

  • проблема быстротечности человеческой жизни аргументы
  • проблема быстротечности человеческой жизни
  • мотив быстротечности жизни в русской поэзии
Опубликовано в Сочинения.