В КОЛЫБЕЛЬКЕ У СКАЗКИ

В КОЛЫБЕЛЬКЕ У СКАЗКИ

Сама по себе сказка, разумеется, появилась давным-давно, задолго до литературы. И кто придумал первую сказ­ку — узнать уже невозможно. Зато совершенно точно известно, кто превратил обыкновенную народную сказку в сказку литературную: оформленную по всем законам новеллистического жанра, снабженную моралью и нра­воучением, отмытую от многовековых фольклорных на­пластований и подретушированную согласно авторскому видению мира.

Кстати говоря, человек был крайне серьезный: клас­сицист, суровый литературный критик, солидный уче­ный, между прочим, член Французской академии наук с 1671 года. Свой сборник сказок со смешным названием «Сказки матушки Гусыни» он даже постеснялся назвать своим собственным именем — как так, известный ака­демик, приличный человек, и какие-то сказки. Так что некоторое время лавры первого сказочника носил некто Пьер д’Арманкур, молодой повеса из окружения герцогини Орлеанской и по совместительству — непутевый младший сын самого Шарля Перро.

Тогдашние читатели сообразили быстро: именно Шарль Перро и был настоящим автором «Сказок матушки Гусы­ни», самым первым в литературе сказочником, рискнув­шим взяться за устное народное творчество.

Из восьми сказок в сборнике семь — «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик с паль­чик», «Красная Шапочка», «Синяя Борода» и «Подарки феи» — обработка известных на то время сказок народных, и одна — «Рикке с хохолком» — сказка, целиком и полно­стью придуманная Шарлем Перро.

Сборник имел оглушительный успех. Алмаз народ­ной сказки, заботливо ограненный маститым писателем в божественной прозрачности бриллиант, засверкал неви­данным сокровищем на небосклоне мировой литературы. Писать сказки бросились все: и окружение Перро, и двор, и вообще мало-мальски пишущие граждане. Одной из са­мых лучших сказок, рожденных на волне «перромании», была знаменитая «Красавица и чудовище» — ее воссоздали из народных сказок Лепренс де Бомон и Барбо де Вильнев (между прочим, госпожа Жанна-Мари Лепренс де Бо­мон еще отзовется в мировой литературе именем своего правнука, ведичайшего французского прозаика Проспера Мериме).

Это уже потом появились братья Гримм, Андерсен, Тик и другие замечательные сказочники, давшие древней на­родной сказке новую жизнь.

А у колыбельки стоял серьезный человек в академиче­ском напудренном парике.

Чудеса, да и только…

Опубликовано в Факты.