Вторая и третья волна эммиграции в 20 веке

Вторая мировая война круто изменила уже устоявшуюся жизнь русского литературного зарубежья. Гитлеровская окку­пация Франции уничтожила ведущие литературные издания, вынудила большинство писателей эмигрировать за океан, в Америку, которая стала новым центром русского рассеяния. Война вызвала вторую волну эмиграции, которую представля­ли так называемые «перемещенные лица», «Ди-Пи». В даль­нейшем известность получили произведения поэтов второй волны Д. Кленовского, И. Елагина, Н. Мортена, прозаиков Б. Ширяева, С. Максимова, Н. Нарокова. 70-е годы, связан­ные с концом «оттепели», развитием движения диссидент­ства, новыми гонениями на инакомыслие, дали начало тре­тьей волне эмиграции. За рубеж были высланы А. Солжени­цын и И. Бродский, ставшие лауреатами Нобелевской премии. Еще в СССР получили известность книги Н. Некрасова, В.     Максимова, А. Гладилина, В. Аксенова, А. Галича, Е. Коржавина, В. Войновича. В эмиграции оказались С. Довлатов, Ф. Горенштейн, Ю. Кублановский, Ю. Мамлеев, А. Синявс­кий, Саша Соколов. После войны появились новые русские журналы: «Посев», «Грани», «Континент» в Европе, «Новый журнал», «Время и мы» в США. Но говорить о литературе, а не просто о ряде крупных имен и значительных произведе­ний, с полной уверенностью можно, пожалуй, лишь в отно­шении первой волны эмиграции.

Еще в 1924 г. М. Осоргин выразил мысль о том, что «если когда-нибудь примирение «двух Россий» произойдет, то пер­вым мостом будет, конечно, мост литературы и искусства, слияние двух концов единой, напрасно разорванной цепи». Эта идея единства русской литературы стала в наши дни пре­обладающей.

Опубликовано в Сочинения.