Являются ли две первые реплики городничего («Ревизор» Го­голя) экспозицией комедии или её завязкой?

Являются ли две первые реплики городничего («Ревизор» Н.В. Го­голя) экспозицией комедии (С. С. Данилов, С.Н. Дурылин) или её завязкой (В. Б. Шкловский)?

Приступая к написанию сочинения, вспомните известное высказы­вание В. И. Немировича-Данченко о «Ревизоре»: «Самые замечательные мастера театра не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах…»

Далее рассмотрите мнения двух известных исследователей драматур­гии Н. В. Гоголя и покажите, что оба они по-своему правы в определении функциональной значимости двух первых реплик городничего.

Отметьте, что экспозиция в драматическом произведении заметно от­личается от экспозиции в произведении эпическом. Поскольку это сце­ны, предшествующие действию, экспозиция часто сливается с действием и не имеет такого самоценного характера, как в эпике.

Проанализируйте предложенный вам фрагмент в контексте специфи­ческих особенностей драматического произведения. В итоге вы убедитесь в том, что первые реплики городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие. К нам едет ревизор» — можно рассматривать как экспозицию, сливающуюся с завязкой комедии.

Вспомните слова В.Г. Белинского, полагающего, что основная тема комедии — страх перед разоблачением. Покажите, что функция первых пятнадцати слов — ввести эту основную тему, тему страха перед надвигаю­щимся возмездием. Этот страх определяет действия героев, обнаруживает сущность их характеров.

Подчеркните, что в первых пяти печатных строках комедии ав­тор четыре раза повторил слово, которое он вынес в заглавие своего произведения. Это слово — «ревизор» — призвано заполнить простран­ство сознания героев комедии, взбудоражить их фантазию, подтолкнуть их к объединению и самозащите.

Таким образом, реплику городничего можно считать полифункциональной экспозицией, сливающейся с завязкой комедии.

Здесь искали:

  • две первые реплики городничего явлЮтся экспозицией романа или ее завязкой?
Опубликовано в Сочинения.