Тренировочные задания по литературе на ЕГЭ (примеры с ответами)

Вариант 1

1. Назовите направление литературы второй половины XIX века, характеризующееся отражением жизненных закономерностей, взаимоотношений человека и среды, принципы которого нашли отражение в пьесе «Гроза» А. Н. Островского.

2.Назовите жанр, к которому относят произведение А. Н. Островского «Гроза».

3. Катерина чужда атмосфере, царящей в доме Кабанихи. Как называется острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет?

6. Назовите имя персонажа, который откажется взять Катерину с собой в Сибирь.

7. В приведённом фрагменте Катерина указывает на разницу между жизнью в доме родителей и в доме мужа. Как называется такое противопоставление в художественном произведении?

8. Как в приведённом фрагменте раскрывается образ Катерины?

9. В каких произведениях отечественной литературы раскрывается проблема несвободы личности и в чём этих героев можно сопоставить с Катериной А. Н. Островского?

10. С каким течением русского авангарда начала XX века связано раннее творчество Б. Л. Пастернака?

  1. К какой разновидности лирики относится стихотворение, в основе которого лежит размышление о ходе времени и жизненном пути?
  2. Как называется художественный приём, основанный на уподоблении сходных явлений («Словно падают не хлопья,/А в заплатанном салопе/Сходит наземь небосвод»)?
  3. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первых трёх строфах данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  • повтор
  • метафора
  • метонимия
  • эпитет
  • гипербола

14. Как называется созвучие концов стихотворных строк («чудака — чердака», «площадки — прятки»)?

15. Как в стихотворении Б. Л. Пастернака «Снег идёт» раскрывается тема времени?

16. В каких произведениях отечественной поэзии философски осмысляются явления природы и в чём можно сопоставить эти произведения со стихотворением Б. Л. Пастернака «Снег идёт»?

Вариант 2

Часть 1

  1. Назовите жанр, к которому относят произведение Л. Н. Толстого «Война и мир».
  2. Л. Н. Толстой, характеризуя Пьера, описывает его внешность. Как называется такой композиционный элемент?
  3. Автор противопоставляет радость и весёлость Пьера «беспокойству и страху» хозяйки вечера Анны Павловны. Назовите композиционный приём, в основе которого лежит противопоставление.
  4. С помощью художественных определений Л. Н. Толстой характеризует особый взгляд Пьера («умный, робкий, наблюдательный, естественный»). Как называется такое средство выразительности?
  5. Назовите произведение М. Ю. Лермонтова, в котором так же, как и в «Войне и мире», осмысляются события Отечественной войны 1812 года.
  6. Герои приведённого фрагмента обмениваются репликами. Как называется такой способ организации художественной речи?
  7. Как в приведённом фрагменте раскрывается образ Пьера Безухова?
  8. В каких произведениях отечественной литературы герой внутренне не совпадает с обществом и в чём эти произведения можно сопоставить с «Войной и миром» Л. Н. Толстого?
  9. Назовите род литературы, к которому относится произведение В. Н. Соколова «Она души не приняла».
  10. Как называется художественный приём, основанный на повторении гласных звуков («Живи, да будет лик твой тих/И чист, как той весною ранней, / Среди оставшихся в живых/Воспоминаний…/Поминаний»)?
  11. Как называется сочетание стихотворных строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?
  12. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  • метонимия
  • метафора
  • повтор
  • сравнение
  • ирония
  1. Укажите размер, которым написано стихотворение В. Н. Соколова «Она души не приняла» (без указания количества стоп).
  2. Каким предстаёт лирический герой в стихотворении «Она души не приняла» В. Н. Соколова?
  3. В произведениях каких русских поэтов звучит тема драматических отношений между мужчиной и женщиной и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В. Н. Соколова «Она души не приняла»?

Вариант 3

  1. Назовите род литературы, к которому относят «Медного всадника» А. С. Пушкина.
  2. Черты какого типа литературного героя воплощены в образе Евгения, центрального персонажа «Медного всадника»?
  3. Как называется вопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания («Не так ли ты над самой бездной/На высоте, уздой желез- ной/Россию поднял на дыбы?»)?
  4. Назовите имя возлюбленной Евгения.
  5. В приведённом фрагменте описан момент наивысшего напряжения в развитии действия. Назовите этот этап развития действия.
  6. Как называется способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении, который использует А. С. Пушкин при создании образа Евгения («Стеснилась грудь его. Чело/К решётке хладной прилегло, / Глаза подёрнулись туманом , / По сердцу пламень пробежал, /Вскипела кровь»)?

10. Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из представителей которого являлась А. А. Ахматова.

11. К какой разновидности лирики относится стихотворение, в основе которого лежит размышление об особенностях поэтического ремесла?

14. Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» (без указания количества стоп).

15. Как в стихотворении А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» раскрывается позиция автора-поэта и в чём она заключается?

16. Кто из русских поэтов осмыслял суть поэзии и в чём можно сопоставить творческие позиции этих авторов с позицией А. А. Ахматовой, выраженной в стихотворении «Мне ни к чему одические рати…»?

Вариант 4

  1. К какому направлению русской литературы первой половины XIX века относится творчество В. А. Жуковского?
  2. Назовите род литературы, к которому относится баллада В. А. Жуковского «Светлана».
  3. Как называется способ раскрытия особенностей внутренней жизни героев, к которому прибегает В. А. Жуковский («Робость в ней волнует грудь,/Страшно ей назад взглянуть,/Страх туманит очи…»)?
  4. В приведённом отрывке автор, нагнетая мистическую атмосферу, несколько раз упоминает слово «зеркало». Как называется такой стилистический приём?
  5.  Назовите троп, в основе которого лежит перенос свойств с одного предмета на другой по сходству или аналогии («Свечка трепетным огнём/Чуть лиёт сиянье…»).
  6. Как называется вид звукописи, к которому прибегает В. А. Жуковский в следующем фрагменте: «Вот в светлице стол накрыт/Белой пеленою ;/И на том столе стоит/Зеркало с свечою…»?
  7. Какую роль играет приведённый эпизод в развитии сюжета «Светланы» В. А. Жуковского?
  8. В сюжете каких произведений отечественной литературы важную роль играет ситуация гадания и в чём эти произведения можно сопоставить с балладой «Светлана» В. А. Жуковского?
  9. С каким течением русского авангарда начала XX века связано раннее творчество С. А. Есенина?
  10. К какой разновидности лирики относится стихотворение С. А. Есенина «Я спросил сегодня у менялы…»?
  11. Как называется художественный приём, основанный на изображении неодушевлённого или абстрактного предмета как одушевлённого, то есть способного мыслить, чувствовать, говорить и т. п. («„Ты — моя” сказать лишь могут руки»)?
  12. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первых трёх строфах данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  • метафора
  • анафора
  • метонимия
  • аллитерация
  • гипербола

14. Определите стихотворный размер произведения С. А. Есенина «Я спросил сегодня у менялы…» (без указания количества стоп).

Вариант 5

  1. Назовите направление литературы второй половины ХЕХ века, в русле которого развивалось творчество А. П. Чехова.
  2. Назовите фамилию Ивана Ивановича, одного из героев рассказа «Человек в футляре».
  3. Укажите термин, обозначающий средство характеристики персонажа, основанное на изображении внешности человека («Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с чёрной бородой чуть не по пояс…»).
  4. Как называется рассказ, продолжающий тему «футлярности», в котором Иван Иванович рассказывает историю своего брата?
  5. Часть фрагмента занимает развёрнутое высказывание героя. Каким термином оно обозначается?
  6. Укажите термин, которым обозначают острое противоречие, лежащее в основе отношений героя с укладом жизни (например, Иван Иванович не принимает устоявшийся порядок обыденной жизни).
  7. Какова роль пейзажа в приведённом фрагменте из рассказа «Человек в футляре»?
  8. В каких произведениях отечественной литературы мир природы противопоставляется миру людей и в чём эти произведения можно сопоставить с рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»?
  9. Раннее творчество М. Ю. Лермонтова развивалось в русле направления, для которого характерен исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Укажите название этого литературного направления.
  10. К какой разновидности лирики относится стихотворение, в основе которого лежит размышление о жизни?
  11. В стихотворении «Гроза» М. Ю. Лермонтова важное место занимает описание природы. Каким термином обозначается такое описание?
  12. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) риторический вопрос

2)  метонимия

3)  метафора

4)  эпитет

5)  гипербола

14. Определите стихотворный размер произведения М. Ю. Лермонтова «Гроза» (без указания количества стоп).

Вариант 6

  1. Каким веком датируется «Слово о полку Игоревен? Ответ запишите цифрами.
  2. Назовите жанр народной поэзии, который, по мнению академика Д. С. Лихачёва, близок «Слову…» и в котором с исторической точностью воспеваются событие или герой.
  3. В данном фрагменте князь Игорь обращается к своей дружине. Как называется в литературоведении развёрнутое высказывание одного лица?
  4. Данный фрагмент представляет собой исходный эпизод, момент, определяющий последующее развёртывание действия. Как называется такая часть основы сюжета?
  5. Назовите имя персонажа, который окажет содействие князю Игорю и выступит с ним в поход.
  6. Автор использует образные определения, дающие художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, например, «синий Дон», «Дон Великий» и т.д. Как называется такое средство выразительности?
  7. Какие черты личности князя Игоря проявляются в его обращении к дружине?
  8. В каких произведениях отечественной литературы автор обращает внимание на дурное предзнаменование (например, солнечное затмение) и в чём смысл упоминания подобных деталей в приведённых вами произведениях и «Слове…»?
  9. К какому литературному направлению относится раннее творчество М. Ю. Лермонтова?
  10. К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?
  11. Какой приём, основанный на повторении отдельных слов или выражений в начале стихотворной строки, использует автор в третьей строфе?
  12. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, используемых поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  • инверсия
  • метафора
  • антитеза
  • эпитет
  • литота

14. Укажите способ рифмовки, к которому прибегает автор в стихотворении «Нищий».

Вариант 7

  1. Назовите направление литературы XIX века, к которому относится зрелое творчество М. Ю. Лермонтова.
  2. Произведение «Герой нашего времени» объединяет в себе черты субъективного и объективного повествования, формируя тем самым новый для XIX века тип романа. Какой?
  3. Роман «Герой нашего времени» состоит из повестей. Укажите название повести, фрагмент которой предложен для анализа.
  4. В данном фрагменте представлен разговор героев. Назовите форму речи — беседу двух и более лиц.
  5. Назовите фамилию персонажа, который был секундантом Печорина на дуэли с Грушницким.
  6. В фрагменте представлено противостояние двух героев, на котором строится развитие сюжета в романе и которое способствует раскрытию характеров персонажей. Как называется такое столкновение интересов?
  7. Как и почему изменяется отношение доктора Вернера к Печорину после дуэли?
  8. В каких произведениях отечественной литературы герой разрешает конфликт на дуэли и в чём этих героев можно сопоставить с Печориным М. Ю. Лермонтова?
  9. С каким течением русского модернизма связано творчество А. А. Блока?
  10. В стихотворении отображены переживания, мысли и чувства героя произведения. Как называется герой, от лица которого ведётся повествование?
  11. Как называется стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятого порядка слов, которую использует автор в строке «Пусть душит жизни сон тяжёлый…»?

13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • синтаксический параллелизм
  • перифраз
  • метафора
  • эпифора
  • анафора

14. Как называется созвучие концов стихотворных строк («тяжёлый — весёлый», «мне — во сне»)?

Вариант 8

  1. Назовите жанр, к которому относится произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  2. Творчество М. А. Булгакова относится к литературному направлению, следуя которому писатель объективно и достоверно изображает жизнь типических характеров, действующих в типичных обстоятельствах. Укажите название этого направления.
  3. В данном фрагменте описывается внешность персонажей романа. Как называется в литературоведении изображение внешности героя в качестве одного из средств его характеристики?
  4. Как называется острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет?
  5. Назовите имя персонажа, который всюду странствовал за Иешуа Га-Ноцри и записывал его слова.
  6. Создавая образы героев, М. А. Булгаков использует значимый элемент художественного образа, выразительную подробность, несущую значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Как называется этот элемент?
  7. Какая художественная деталь помогает автору раскрыть образ Понтия Пилата?
  8. В каких произведениях отечественной литературы и с какой целью авторы обращаются к библейским мотивам и в чём сходство использования их в этих произведениях и в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова?
  9. Стихотворение А. А. Фета представляет образец эстетического направления в искусстве, цель которого — провозглашать вечные ценности, стремиться к совершенной красоте, а не зависеть от текущих событий. Как называлось это эстетическое воззрение?
  10. К какой разновидности лирики относится стихотворение, выражающее мысль о гармонии природы и невозможности разума постичь эту гармонию?
  11. Как называется стилистическая фигура, такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса (например, в строке «А счастье где? Не здесь, в среде убогой»)?
  12. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

эпитет

метафора

оксюморон

неологизм

сравнение

14. Определите размер данного стихотворения (без указания количества стоп).

Вариант 9

  1. Назовите направление литературы, представители которого, отвергая повседневную жизнь, стремились ко всему необычному и к которому относится раннее творчество М. Горького.
  2. Назовите жанр произведения М. Горького «Старуха Изергиль».
  3. В своём произведении автор использует элементы жанра, который представляет собой непосредственное повествование о фактах реальной действительности, содержащих элементы героики и фантастики. Укажите название этого жанра.
  4. В данном фрагменте автор активно использует стилистическую фигуру, состоящую в нарушении привычного порядка слов. Как называется это средство выразительности?
  5. Максим Горький неоднократно прибегает к сопоставлению изображаемого предмета с другим. Как называется этот троп?
  6. В приведённом фрагменте Данко резко противопоставлен людям. Как называется такой приём в художественном произведении?
  7. Назовите черты романтизма в приведенной легенде о Данко.
  8. В каких произведениях отечественной литературы герой жертвует жизнью ради других и в чём этих героев можно сопоставить с Данко?
  9. К какому литературному направлению относится творчество Н.А. Некрасова?
  10. К какому жанру относится данное произведение Н. А. Некрасова?
  11. Как называется художественный приём, используемый Н.А. Некрасовым и основанный на изображении отвлечённой идеи, абстрактного понятия через конкретный образ, мысль?
  12. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
    • олицетворение
    • эпитет
    • метафора
    • книжная лексика
    • анафора
  13. Определите стихотворный размер данного произведения (без указания количества стоп).

Вариант 10

  1. К какому роду литературы можно отнести произведение Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
  2. Своеобразие жанра гоголевского произведения заключается в сочетании лирического и эпического начал. Каково авторское определение жанра?
  3. Назовите фамилию писателя, который подсказал Н. В. Гоголю идею сюжета произведения «Мёртвые души».
  4. 4
  5. В изображении персонажей поэмы Н. В. Гоголь обращается к одному из видов комического, который заключается в беспощадном осмеянии общественно вредных явлений и человеческих пороков. О каком виде комического идёт речь?
  6. Назовите фамилию помещицы, к которой приезжает Чичиков после визита к Манилову.
  7. В приведённом фрагменте автору удаётся показать связь внутреннего мира героя и внутреннего убранства его дома. Как в художественном произведении называется изображение обстановки помещений, в которых живут и действуют персонажи?
  8. Какие детали описания усадьбы помогают лучше понять характер её хозяина?
  9. В каких произведениях отечественной литературы даётся сатирическое изображение помещиков и в чём этих героев можно сопоставить с помещиками из «Мёртвых душ»?
  10. С каким течением русского модернизма связано творчество О. Э. Мандельштама?
  11. Укажите название газеты, основанной А. С. Пушкиным в 1830 году, в которой через 100 лет было опубликовано стихотворение О. Э. Мандельштама.
  12. Как называется троп, в основе которого лежит перенос наименования по сходству или аналогии, используемый автором во второй и третьей строфах?
  13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
    • параллелизм
    • ирония
    • сарказм
    • эпитет
    • гипербола
  14. Стихотворение звучит жёстко и напряжённо благодаря рифмам. Какой тип рифмы использует автор в своём стихотворении?

Вариант 11

  1. К какому роду литературы относится произведение?
  2. К пьесе предпослан эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Укажите источник эпиграфа.
  3. Сцена вранья является одной из наивысших точек в развитии
  4. Каким термином называются ответные слова в диалоге?
  5. Автор считал, что в его произведении только один положительный персонаж. Какой? Назовите его.
  6. Какой приём комического изображения, заключающийся в преувеличении предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатления («в семьсот рублей арбуз, суп… из Парижа»), использован в речи Хлестакова?
  7. Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге?
  8. В каких произведениях отечественной литературы изображаются сцены безудержного вранья и как такая реакция влияет на понимание характеров персонажей?
  9. Какой приём изобразительности, основанный на повторении согласных, позволяет автору стихотворения добиться эффекта «падающих звуков»?
  10. Как называется художественное средство, основанное на сопоставлении явлений («как падают в заброшенном саду сирени неопрятные соцветья»)?
  11. Как называется образное определение, прибавляемое к названию предмета, лица («печальные седины», «неопрятные соцветья»)?
  12. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  • инверсия
  • анафора
  • эпифора
  • эпитет
  • литота

14. Укажите способ рифмовки, который использует автор в стихотворении «Август».

Вариант 12

  1. Назовите авторское определение жанра произведения.
  2. К какой композиционной части пьесы отнесён данный фрагмент?
  3. Каким термином принято обозначать авторские указания на жесты, мимику, темп речи, паузы, обстановку действия (например, «входит Трофимов в поношенном студенческом мундире, в очках», «смеётся»)?
  4. 4
  5. Как называется сопоставление двух явлений или предметов с целью пояснения одного с помощью другого («Вот эта длинная аллея идёт прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи»)?
  6. Какое средство изобразительности использует А. П. Чехов для придания речи большей эмоциональности («Мальчик погиб, утонул… Для чего?»)?
  7. В фрагменте представлен разговор персонажей пьесы. Как в литературоведении называется такая форма организации речи?
  8. Петя Трофимов называет себя «вечным студентом», безымянная баба-попутчица говорит о нём «облезлый барин». Как соотносятся между собой эти характеристики?
  9. В каких произведениях отечественной литературы авторы обращаются к теме столкновения прошлого и настоящего России и в чём схоже (или чем различается) понимание данной темы в этих произведениях и в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова?
  10. Назовите имя античного поэта, чью оду «К Мельпомене» переложил Г. Р. Державин, создавая стихотворение «Памятник».
  11. О «добродетелях» какой русской императрицы, названной в стихотворении Фелицей, говорит Г. Р. Державин?
  12. Стихотворение Г. Р. Державина написано приподнятым, величавым стилем. Какой жанр поэзии отличается такими стилистическими особенностями?
    • перифраз
    • метонимия
    • олицетворение
    • инверсия
    • метафораИз приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  13. В своём творчестве поэт следовал художественному методу, предполагающему соответствие норме, единство стиля, приверженность античным образцам. Укажите название этого метода.

Вариант 13

  1. Определите жанр произведения, из которого взят отрывок.
  2. Какой лагерный номер присвоили заключённому Шухову?
  3. Каким термином принято обозначать необычные индивидуально-авторские слова или обороты речи, не вошедшие в общелитературную лексику («…а ещё раньше, по-без-колхозов»)?
  4. 4
  5. Как называется художественное преувеличение («В лагерях Шухов не раз вспоминал, как в деревне раньше ели: картошку — целыми сковородами, кашу — чугунками…»)?
  6. Какое средство изобразительности позволяет передать эмоционально-экспрессивное отношение Шухова к предмету («и такой тебе духовитый этот хлеб»)?
  7. Как называется лексика, которая является средством речевой характеристики персонажа («нонче», «в запазушке», «пусть брюхо лопнет»)?
  8. Почему в заглавии произведения герой назван по имени и отчеству, а в тексте чаще употреблена фамилия?
  9. В каких произведениях отечественной литературы авторы обращаются к лагерной теме и в чём особенности её раскрытия в приведённых вами произведениях и «Одном дне Ивана Денисовича»?
  10. В какой цикл входит стихотворение » О, как убийственно мы любим,»?
  11. К какой разновидности лирики относится стихотворение?
  12. Какой тип композиции использует автор в своём стихотворении?
  13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  • метафора
  • гипербола
  • архаизм
  • риторический вопрос
  • ирония

14. Как называется деталь, позволяющая поэту передать индивидуальность образа героини и отразить черты женского характера?

Вариант 14

  1. К какому литературному направлению относится произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
  2. Определите жанр произведения.
  3. В данном фрагменте мы слышим голоса различных персонажей пьесы. Как называется в литературоведении развёрнутое высказывание одного лица драматического произведения?
  4. Автор наделяет учителей Митрофанушки особого рода фамилиями. Каким термином принято обозначать такие фамилии, как Кутейкин, Вральман, Цыфиркин?
  5. Как называются пояснения, которыми сопровождается ход действия пьесы: Правдин (Кутейкину), Правдин (к г-же Простаковой), Правдин (в сторону)?
  6. В своей речи Кутейкин постоянно использует «чужой текст» (например, «не мечите бисер перед свиньями, да не попрут его ногами»). Каков источник этой неточной цитаты?
  7. Как Д. И. Фонвизин создаёт образы учителей Митрофанушки?
  8. В каких произведениях отечественной литературы авторы обращаются к образу учителя и как раскрывается данный образ в приведённых вами произведениях и «Недоросле» Д. И. Фонвизина?
  9. К какому течению начала XX века относится раннее творчество В. В. Маяковского?
  10. Назовите разновидность поэзии, ставящей своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности, к которым относится данное стихотворение.
  11. В стихотворении В. В. Маяковского лирический герой противопоставлен «мещанам». Укажите название термина, которым обозначается такое противостояние.
  12. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
    • гротеск
    • риторический вопрос
    • метафора
    • сравнение
    • эпифора
  13. Как называется система тонического стиха, основанная на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках, которая используется автором в данном произведении?

Вариант 15

  1. К какому направлению в литературе можно отнести творчество И. А. Бунина?
  2. К какому жанру относится произведение И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
  3. Автор текста использует образное выражение, создающее преувеличение определённого признака («Дьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный…»). Как называется такой приём?
  4. Запишите название стилистической фигуры, в который соединяются несовместимые понятия, противоречащие друг другу («…грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной причёской…»).
  5. Какое средство лексической выразительности, основанное на использовании близких по значению слов, создающих смысловую избыточность, позволяет сделать текст более экспрессивным («И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит глубоко, глубоко под ними, на дне тёмного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу…»)?
  6. Укажите первоначальное заглавие произведения.
  7. В чём вы видите греховность гордыни Нового Человека со старым сердцем?
  8. В каких произведениях отечественной литературы авторы обращаются к мотиву путешествия и в чём особенность звучания подобных мотивов в приведённых вами произведениях и в «Господине из Сан-Франциско» И. А. Бунина
  9. К какому литературному роду относится данное произведение?
  10. Укажите номер(-а) строки (строк) (порядковое числительное в именительном падеже), в которой(-ых) поэт использует градацию.
  11. Какой тип героя представлен в стихотворении?
  12. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  • олицетворение
  • инверсия
  • эпитет
  • сравнение
  • синекдоха

14. Море и небо — многозначные образы, связующие собой различные пласты художественного мира элегии. Они обозначают устремлённость души к высшим началам. Как принято называть такие образы в литературоведении?

ОТВЕТЫ
Вариант 1
№ задания Ответ
1 реализм
2 драма
3 ремарка
4 432
5 конфликт
6 Борис
7 антитеза <или> контраст
10 футуризм
11 философская
12 сравнение
13 124
14 рифма
ОТВЕТЫ
Вариант 2
№ задания Ответ
1 роман-эпопея
2 портрет
3 антитеза <или> контраст
4 213
5 эпитет
6 Бородино
7 диалог
10 лирика
11 ассонанс
12 строфа
13 234
14 ямб
ОТВЕТЫ
Вариант 3
№ задания Ответ
1 лиро-эпический
2 «маленький человек»
3 риторический
4 431
5 Параша
6 кульминация
7 психологизм
10 акмеизм
11 поэт и поэзия
12 перекрёстный
13 124
14 ямб
ОТВЕТЫ
Вариант 4
№ задания Ответ
1 романтизм
2 лиро-эпический
3 психологизм
4 213
5 повтор
6 метафора
7 аллитерация
10 имажинизм
11 любовная
12 олицетворение
13 124
14 хорей
ОТВЕТЫ
Вариант 5
№ задания Ответ
1 реализм
2 Чимша-Гималайский
3 портрет
4 143
5 «Крыжовник»
6 МОНОЛОГ
7 конфликт
10 романтизм
11 философская
12 пейзаж
13 134
14 ямб
ОТВЕТЫ
Вариант 6
№ задания Ответ
1 12
2 слава
3 монолог
4 231
5 завязка
6 Всеволод
7 эпитет
10 романтизм
11 любовная
12 анафора
13 134
14 перекрёстная
ОТВЕТЫ
Вариант 7
№ задания Ответ
1 реализм
2 социально-психологический
3 «Княжна Мери»
4 213
5 диалог
6 Вернер
7 конфликт
10 СИМВОЛИЗМ
11 лирический герой
12 инверсия
13 135
14 рифма
ОТВЕТЫ
Вариант 8
№ задания Ответ
1 роман
2 реализм
3 портрет
4 213
5 конфликт
6 Левий Матвей
7 деталь
10 «чистое искусство»
11 философская
12 риторический вопрос
13 125
14 ямб
ОТВЕТЫ
Вариант 9
№ задания Ответ
1 романтизм
2 рассказ
3 легенда
4 213
5 инверсия
6 сравнение
7 антитеза <или> контраст
10 реализм
11 стихотворение
12 аллегория <или> иносказание
13 124
14 ямб
ОТВЕТЫ
Вариант 10
№ задания Ответ
1 ЭПОС
2 поэма
3 Пушкин
4 214
5 сатира
6 Коробочка
7 интерьер
10 акмеизм
11 «Литературная газета»
12 метафора
13 124
14 мужская
ОТВЕТЫ
Вариант 11
№ задания Ответ
1 драма
2 пословица
3 кульминация
4 231
5 реплика
6 смех
7 гипербола
10 олицетворение
11 сравнение
12 эпитет
13 124
14 перекрёстная
ОТВЕТЫ
Вариант 12
№ задания Ответ
1 комедия
2 развитие действия
3 ремарка
4 314
5 сравнение
6 риторический вопрос
7 диалог
10 Гораций
11 Екатерина Вторая
12 ода
13 145
14 классицизм
ОТВЕТЫ
Вариант 13
№ задания Ответ
1 рассказ
2 Щ-854
3 авторский неологизм
4 142
5 гипербола
6 эпитет
7 просторечие
10 денисьевский
11 любовная
12 кольцевая <или> опоясывающая
13 134
14 портретная <или> художественная
14 портретная <или> художественная
ОТВЕТЫ
Вариант 14
№ задания Ответ
1 классицизм
2 комедия
3 монолог
4 241
5 говорящие
6 ?
ремарки
7 Евангелие
10 футуризм
11 сатирическая
12 контраст <или> антитеза
13 134
14 акцентный стих
ОТВЕТЫ
Вариант 15
№ задания Ответ
1 реализм
2 рассказ
3 гипербола
4 143
5 оксюморон
6 тавтология
7 «Смерть на Капри»
10 лирика
11 девятнадцатая -дв адцатая
12 романтический
13 123
14 СИМВОЛЫ

Здесь искали:

  • как называется способ создания художественного образа освнованнвй на изображении внешности
  • стих в основе которого лежит размышление об особенностях поэтического размышления