Анализ стихотворения “Как хорошо ты, о море ночное

В самом начале стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» лирический герой обращается к морю:

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

Мы видим здесь местоимение «ты». Герой обращается к морю как к живому существу, как и в стихотворениях В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Однако затем поэт использует местоимение третьего лица, словно бы отдаляя лирического героя от природной стихии. При этом он по-прежнему наделяет море «живой душой»:

В лунном сиянии, словно живое.

Ходит, и дышит, и блещет оно…

Таким образом, поэт одухотворяет мир природы. В этом характерная особенность пейзажной лирики Тютчева.

Тема сочинения 2. Сопоставление образа моря с образом неба.

Образ моря сопоставлен у Тютчева с образом неба, как и у Жуковского. Однако заметна разница этих сопоставлений. У Жуковского море и небо — противопоставлены, они находятся в вечном конфликте, т.к. море воплощает собой земную жизнь, небо же — некий небесный идеал. Но единство их, гармоническое существование, по мысли поэта, невозможно. На земле нельзя достичь небесной гармонии. Здесь мы имеем характерный романтический мотив «двоемирия». У Тютчева же, напротив, море и небо существуют в гармоническом единстве:

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая.

Чуткие звезды глядят с высоты.

В это единство жаждет влиться и лирический герой Тютчева. И он тоже является здесь частью природного мира. Море очаровывает, необъяснимо притягивает его:

В этом волнении, в этом сиянье.

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою…

Таким образом, оба поэта сопоставляют в своих произведениях природные образы.

Ф.И. Тютчев — стихотворения «Есть в осени первоначальной…», «Осенний вечер»;

  • А.А. Фет — стихотворения «Осень», «Какая холодная осень!..»;
  • Н.М. Рубцов — стихотворения «Улетели листья», «По мокрым скверам проходит осень…», «Сентябрь», «Журавли».