Анализ стихотворения: Отцы пустынники и жены непорочны

А.С. Пушкин – стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны».

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» было написано А.С. Пушкиным 22 июля 1936 года. Оно вхо­дит в так называемый «каменно островский цикл» и пред­ставляет собой поэтическое переложение молитвы Ефрема Сирина.

Композиционно стихотворение состоит из трех частей. Первые две части – это своеобразное вступление. Здесь поэт идет по пути постепенного сужения темы, предмета раз­говора.

Начинается стихотворение с упоминания поэта об «отцах пустынниках» и «женах непорочных». Здесь Пушкин имеет в виду монахов-отшельников IV-VI веков, современников и последователей Ефрема Сирина. Многие из них являлись ав­торами трудов по богословию. Словосочетание «жены непо­рочны» напоминает нам об обращении к Богоматери: Всенепорочная Дева. Также это выражение отсылает нас к посла­нию Апостола Павла: «как церковь перед Христом, так и жена перед мужем должна быть свята и непорочна» (Еф.5:25).

«Отцы пустынники и жены непорочны» сложили множество прекрасных молитв, но лишь одна из них особенно дорога по­эту, та, которую «священник повторяет Во дни печальные Великого поста». Здесь начинается вторая часть стихотворе­ния. Тема уже конкретизируется, поэт говорит о молитве Еф­рема Сирина. Именно эта молитва рождает в душе его «умиле­ние». В церковной традиции «умиление» – это дар Божий, чувство раскаяния, оно приходит к человеку вместе с Благо­датью. Поэтому в пушкинском тексте это понятие означает: человек испытывает потребность в молитве и покаянии. И молитва эта незримо помогает человеку. Цель же молитвы – «сердцем возлетать во области заочны», укреплять его «средь дольних бурь и битв». Здесь имеются в виду и земные искуше­ния, и жизненные бури, неурядицы, которые так преследуют людей на протяжении их существования. Также поэт говорит об особой роли сердца во всей духовной жизни человека. «Биб­лия приписывает сердцу все функции сознания: мышление, решение воли, ощущение, проявление любви, проявление со­вести…». Именно чистый сердцем человек способен донести свою молитву «во области заочны».

Третья часть стихотворения представляет собой поэтичес­кое переложение молитвы Ефрема Сирина. Поэт здесь обра­щается к Богу, прося избавить душу от пороков. И первым здесь идет «дух праздности унылой». Здесь речь идет об опус­тошенности души, житейской суете, о лености, застое в ду­ховной и материальной жизни. Следующий губительный по­рок, по мысли поэта, – «любоначалие». Страсть любоначалия – это желание наставлять, властвовать, командовать. Оборотная сторона этого греха – гордыня, высокомерие. За­тем речь идет о «празднословии». Это один из губительных пороков, которым часто страдают окружающие нас люди. В евангельском тексте читаем: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф, 12:36).

Затем поэт просит даровать ему особое духовное зрение – возможность увидеть и осознать собственные грехи. С этим процессом тесно связано восприятие окружающих нас людей, неосуждение ближнего.

Таким образом, в этом стихотворении поэт утверждает огромное значение молитвы в человеческой жизни.