Что такое КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИЦИЯ – состав и последовательность распо­ложения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами. Так, в стихотворении Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…» основу композиции составляет противопоставление (см. Антитеза) между бездушным светом и воспо­минаниями лирического героя о «дивном царстве», в романе Толстого «Война и мир» – противоречие между ложным и истинным, в «Ионыче» Чехова – процесс духовной деградации главного героя и т.п. В эпических, драматических и отчасти в лиро-эпических произведениях основной частью композиции весьма часто оказывается сюжет. При этом компо­зиционное оформление сюжета может быть различным: собы­тия могут излагаться в прямой хронологической последова­тельности («Война и мир» Толстого); в сюжет могут вводиться отступления в прошлое (предыстория Николая Пет­ровича и Павла Петровича в «Отцах и детях» Тургенева); по­следовательность сюжета может быть специально изменена («Герой нашего времени» Лермонтова). В эпических и лиро-эпическнх произведениях важную роль в композиции играют внесюжетные элементы: авторские отступления, описания, вводные (вставные) эпизоды. Соотношение сюжетных и вне- сюжетных элементов составляет важную особенность компо­зиции произведения, которую надо обязательно отмечать. Так, для композиции поэм Лермонтова «Песня про … купца Ка­лашникова» и «Мцыри» характерно преобладание сюжетных элементов, а для «Евгения Онегина» Пушкина, «Мертвых душ» Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова — на­оборот, значительное количество элементов внесюжетных. Важную роль в композиции играет также система персона­жей эпических и драматургических произведений, а также система образов (например, последовательность образов в стихотворении Пушкина «Пророк», выражающая процесс ду­ховного становления поэта; или взаимодействие таких симво­лических деталей-образов, как крест, топор, Евангелие, вос­кресение Лазаря и т.п. в романе Достоевского «Преступление и наказание»). Для композиции эпического произведения очень важна также организация повествования: так, в романе Лермонтова «Герой нашего времени» повествование вначале ведет простоватый, но наблюдательный Максим Максимыч, затем «автор», публикующий дневник Печорина, человек од­ного с ним круга, и наконец, сам Печорин. Это позволяет ав­тору раскрыть всю глубину характера Печорина, идя от внеш­него к внутреннему. Наконец, в композицию произведения могут включаться и другие композиционные части: сны («Преступление и наказание», «Война и мир»), письма («Евгений Онегин», «Герой нашего времени»), жанровые включе­ния, например, песни («Евгений Онегин», «Кому на Руси жить хорошо») и т.п.