Другим способом создания образа и выражения авторской оценки является фантастика, т.е. нечто заведомо неправдоподобное, невозможное в реальной жизни. Так, например, главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» – персонаж фантастический; в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» генералы совершенно невероятным образом оказываются на необитаемом острове. Фантастика как прием нужна писателям главным образом для того, чтобы предельно заострить ту или иную типическую жизненную ситуацию: так, в упомянутой сказке Салтыкова-Щедрина фантастический сюжет необходим для того, чтобы в максимально четком виде представить взаимоотношения трудящегося народа и паразитических классов. По своим свойствам к фантастике близок гротеск – подчеркнуто заостренное преувеличение и невозможное в действительности соединение несоединимого, возвышенного и низкого, реального и фантастического. Так, в «Истории одного города» Щедрина у градоначальника Прыща, который нормально жил, отдавал распоряжения, управлял городом, разговаривал с чиновниками и т.п., вдруг оказывается фаршированная голова. Гротеск использован и Маяковским в стихотворении «Прозаседавшиеся»: чтобы поспеть на два заседания сразу, людям приходится буквально разорваться пополам — до пояса они на одном совещании, а ниже — на другом. Здесь художественный эффект достигается за счет соединения привычного, бытового, обыденного с фантастическим и невозможным.
Сочинения по литературе - Готовые сочинения для всех