Фольклор, литература, книжность, театр
Литература мощнее других искусств испытывает влияние исторической ситуации, что характерно для эпох до XX в. Особенности русской литературы XVII в. следующие.
- Летописи постепенно вытесняются литературно-историческими произведениями с публицистической окраской. Множество таких произведений первой половины XVII в. были посвящены событиям Смутного времени («Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Па- лицына и др.). С XVII в. начинаются попытки написать отечественную историю («Синопсис» киево-печерского монаха Иннокентия Гизеля, «Созерцание» Сильвестра Медведева, «Скифская история» Андрея Лызлова). Летописи принимают форму хронографов.
- В русской литературе XVII в. возникло множество новых жанров и оформились два основных течения:
- апологетически относящееся к власти и установленным ею порядкам: Симеон Полоцкий (создавший в России жанры поэзии и драматургии) и Юрий Крижанич обосновывали в своих произведениях абсолютизм и крепостничество;
- оппозиционное, народно-обличительное, представленное следующими жанрами. В XVII в. огромную популярность приобретают народные сатирические произведения, высмеивавшие пороки государства и общества (несправедливый суд, социальное неравенство, безнравственность церковников и чиновников и др.) и выражавшие народный протест против существующих порядков (народные повести «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче», «О бражнике», «Сказание о куре и лисице» и др.). Вольные крестьянские и казацкие песни воспевали народных бунтов- щиков-«заступников», например С. Разина. Сатирическим по своему содержанию было и скоморошество – русский уличный бродячий театр, который переживал расцвет в XVI-XVIIвв. Оппозиционным духом исполнено «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим в 1672-1673 гг. во время заточения в Пус- тозерске и считающееся первой автобиографией (зарождение мемуарного жанра). Также в XVII в. возникает еще один новый жанр – бытовая повесть, посвященная внутреннему миру человека, причем героями выступают не исторические, а вымышленные персонажи – активные и предприимчивые люди, стремящиеся перебороть судьбу (впрочем, безуспешно).
- В Россию проникают европейские светские литературные произведения (включая рыцарские романы с любовной тематикой).
- В этот период растет число грамотных людей, особенно среди дворянства и посадских людей (хотя подавляющее большинство населения оставалось неграмотным), для которых характерно увлечение книжным чтением.
В XVII в. существовало три вида театра:
- народный (скоморохи – «театр Петрушки»);
- придворный (первый в России театр – «комедийная хоромина» – был открыт при дворе Алексея Михайловича в 1672 г. по инициативе одного из его приближенных боярина А. С. Матвеева; театр ставил сцены по библейским сюжетам, но закрылся со смертью царя);
- школьный (играли ученики монастырских школ).