ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СХЕМАТИЗАЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СХЕМАТИЗАЦИИ

Для того чтобы схематизация (способ, объективно сущест­вующий в культуре) превратилась в умение, а затем, – в навык и способность каждого конкретного ученика, надо при изучении каждого школьного предмета на всех этапах обучения планиро­вать работу со схемами.

Формирование и развитие способности к схематизации у уча­щихся происходит путем их проведения их через три слоя – мыслекоммуникации, мышления, мыследействования. Обра­тимся еще раз к схеме трехслойного строения мыследеятельности и рассмотрим подробнее, что происходит в сознании у ученика при изучении теоретического материала с использова­нием схемы. Необходимо помнить, что способность к схемати­зации формируется на определенном содержании. «Схематиза­ция… невозможна без понятийной работы, без хорошего знания теории и практики предмета».

При движении в слое мыслекоммуникации схематизация служит средством углубления понимания содержательного ас­пекта учебного курса и способа действия. Происходит воспри­ятие словесного объяснения учителя и способа построения схемы.

При движении в слое мышления схематизация служит сред­ством организации и развития операций мышления (анализ, сравнение, синтез, обобщение и др.). Схема провоцирует актив­ность всех этих операций:

  • при анализе ученик мысленно членит схему на части;
  • при сравнении устанавливает связи на основе сходства и раз­личия с уже известными в сознании представлениями;
  • при синтезировании восстанавливает расчленяемое анали­зом целое, вскрывая более или менее существенные связи и от­ношения выделенных анализом элементов схемы;
  • при обобщении соединяет сходные предметы по случай­ным, общим для них признакам (происходит генерализация).

В мышлении появляются образ предмета изучения и образ производимого действия. После этого учащийся воспроизводит практические действия в знаково-символической форме.

«Если учащийся пройдет через эти три слоя – от понимания к действию, если на каждом этапе он увидит не только инструментальность схемы, ее действенность, но и сам построит схему, значит у него сформирована способность схематизации».

Формирование способности к схематизации может происходить в последовательности, созданной на основе теории П. Я. Галь­перина о поэтапном формировании умственных действий.

  • Первый этап – это схема ориентировочной основы дейст­вий. Дети наблюдают и получают внешние ориентиры выпол­няемых действий, происходит понимание логики выполнения и возможности осуществления этих действий.
  • Второй этап – это формирование действий в материальном (или материализованном) виде. Учащиеся воспроизводят обра­зец, показанный учителем, с опорой на внешние ориентиры, проговаривая все, что делают.
  • Третий этап – это этап внешнеречевых действий. Все эле­менты действий представлены в форме внешней речи, действия проходят дальнейшее обобщение, но остаются еще неавтомати­зированными и несокращенными.
  • Четвертый этап – это формирование действий во внешней речи. «Происходит дальнейшее преобразование действий – по­степенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основ­ное же содержание речи переносится во внутренний план». Действия выполняются беззвучно и без прописывания – как прого­варивание «про себя».
  • Последний этап – это формирование действий во внутрен­ней речи. На этом этапе действие совершается в скрытой речи.

Соотнесем вышеперечисленные этапы формирования умст­венных действий с формированием действий схематизации в усло­виях обучения.

В этом случае на первое место выходит этап формирования мотивов. Ученик должен предвосхитить результат предстоящей деятельности, то есть произвести целеполагание. «Именно по­становка цели позволяет учащемуся намечать пути ее решения, выстраивая последовательность действий».

Затем учитель демонстрирует образец схематизации на оп­ределенном предметном материале, при этом объясняет после­довательность совершаемых действий. Ученик воспринимает образец построения схемы. На этом этапе происходит предвари­тельное ознакомление с формируемой деятельностью и входящи­ми в нее знаниями.

Далее следует этап выполнения практического способа дей­ствия. Ученик воспроизводит действия по образцу, то есть пере­рисовывает схему и фиксирует в речи выполняемые процедуры.

На следующем этапе учащийся анализирует образец и выде­ляет систему действий не только со слов учителя, но и на основе собственных мыслительных и практических операций.

Затем ученик строит схему к другому предметному материа­лу и опять анализирует совершенные действия, то есть фиксиру­ет способ деятельности.

Упражнение в самостоятельном конструировании схем очень значимо. Если ребенок самостоятельно не воспроизвел практи­ческий способ действия по образцу, сначала в сходной ситуа­ции, а затем в новых условиях, то он не усвоил его.

Формирование способностей к схематизации должно обес­печиваться за счет рефлексии способа деятельности, приведшей к пониманию и фиксации результата в виде некоторой необходи­мой последовательности действий. «Схематизация как прак­тика требует анализа действий, способа использования схемы в ситуации мыследеятельности и жизнедеятельности, состояний сознаний, перевода схемы в объективную структуру знаний».