Характеристика Лопахина

Чем объясняется поведение Лопахина в конце 3-го действия пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»?

Третье действие пьесы заканчивается тем, что в дом Гаева и Раневской приходит известие о продаже их имения, в част­ности вишнёвого сада, за долги.

И купить его должен Лопахин, предприниматель, чьи отец и дед были крепостными.

История взаимоотношений Лопахина с его бывшими хо­зяевами началась давно, ещё во времена крепостного права. Ермолай Алексеевич не забыл доброты Любови Андреевны, когда она, молодая барышня, пожалела парнишку, избитого са­модуром отцом, и потом помогала ему во многом. Он искренне привязан к Раневской. «…Вы, собственно вы, сделали когда-то для меня так много, что… я… люблю вас как родную…», — говорит этот благородный и глубоко порядочный человек.

Нужно отдать должное Лопахину: с самого начала действия пьесы он прикладывает много усилий для того, чтобы спасти бывших своих хозяев от неминуемого краха. Он предлагает разделить сад на участки и сдавать его в аренду дачникам. План разумный и приемлемый, но барские амбиции Любови Андреевны и её брата не позволяют им его принять. Сад про­дан. Хозяева расстроены и подавлены: то, во что они не хотели верить, свершилось.

А Лопахин счастлив: сверх долга он заплатил девяносто ты­сяч, огромную сумму, и теперь он хозяин имения, «прекраснее которого нет ничего на свете».

И в монологе (начало: «Я купил…») он уже не сдерживает своё ликование, торжество. Ведь приобретение вишнёвого сада — итог его тяжёлых трудов, показатель богатства и большого жиз­ненного успеха.

«Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит то­пором по вишнёвому саду!»

«Идёт новый помещик, владелец вишнёвого сада…»

В его словах — большая правда жизни: побеждает активное, деятельное начало. Побеждают хищнические устремления, на­пор и желание обогащения.

«Вишнёвый сад» — новая драма, рождённая переходной эпохой: на горизонте истории виделись ломка старой обще­ственной формации, самодержавно-монархического государ­ства, и рождение новой, неизвестной. Поэтому в пьесах Чехова нет ярко выраженных положительных и отрицательных героев. Они, герои чеховских пьес, в состоянии ожидания и неопреде­ленности, которая угнетает их. Поэтому в словах действующих лиц не всегда чётко обозначен смысл, но в них виден весомый подтекст, в котором заключена идея пьесы и объясняются мо­тивы их поступков.