Какие черты романтического метода вы можете обозначить в романе «Герой нашего времени»?

В романе вершинная система персонажей (с главным героем в центре), что характерно для романтических произведений.

В начале герой предстает таинственным и загадочным, и лишь в последних повестях автор раскрывает эту загадку. Такая композиция была свойственна романтическим произведениям. Однако в романе М.Ю. Лермонтова разгадкой героя становится не исключительная, таинственная история, а глубокий анализ его внутренней жизни.

Основное внимание автора сконцентрировано не на внешних событиях, а на изображении душевной жизни героя. Сфера изображения в романе — внутренний мир человека, «история человеческой души», «предмет» исследования романтиков.

В психологизме писателя — стремление к анализу подсознательных порывов героя. В этом смысле М.Ю. Лермонтов является предшественником Ф.М. Достоевского.

Мироощущение Печорина целиком соответствует мироощущению романтического героя: испытывая постоянный разлад между идеалом и реальной жизнью, он опутывает грубую действительность своими романтическими иллюзиями. Он одинок, разочарован в жизни и в людях.

Концепция «зла» в романе соответствует взглядам романтиков, считающих зло вечной, внеисторической силой, с неизбежностью которой следует примириться. Печорин — демонический герой, он представляет собой так называемое «высокое зло».

Характеры всех персонажей (включая главного героя) остаются неизменными на протяжении всего повествования, что также было свойственно произведениям романтизма.

В романе звучат важные для романтизма мотивы — дороги, странничества, рока. Необычно, экзотично место действия — Кавказ. В основе сюжетов «Бэлы», «Тамани», «Княжны Мери» и «Фаталиста» — исключительные обстоятельства.

Мироощущение Печорина было близко самому Лермонтову. Пушкин, желая «отмежеваться от романтизма», замечает в «Евгении Онегине»:

Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной,

Чтобы насмешливый читатель Или какой-нибудь издатель Замысловатой клеветы,

Сличая здесь мои черты.

Не повторял потом безбожно.

Что намарал я свой портрет.

Как Байрон, гордости поэт,

Как будто нам уж невозможно Писать поэмы о другом.

Как только о себе самом.

Авторы-романтики через своих героев передавали собственные мысли и чувства. Именно так обстоит дело в романе М.Ю. Лермонтова.

Мотив смеха — один из устойчивых мотивов романа. Ирония постоянно звучит в голосе Печорина. Постоянное смешение комического и трагического на протяжении всего повествования.

Какие черты романтического метода вы можете обозначить в романе «Герой нашего времени»?
4.9 (97.78%) 18 vote[s]