Какие известны портреты и скульптурные изображения А.С. Пушкина?
Наиболее известные – прижизненные: В.А. Тропинина и О.А. Кипренского, написанные в 1827 г. (Тропининым – в Москве, в начале года; Кипренским – в Петербурге, летом).
1827 г. выбран не случайно – это вершина славы Пушкина, который творит на гребне исключительного читательского успеха. К тому же он не так давно явился из ссылки, публика жаждала лицезреть своего кумира. Судя по всему, Пушкин отдавал предпочтение работе Кипренского. Ему писал поэт:
Любимец моды легкокрылый,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых Муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.
Понятно, почему Пушкин отметил именно Кипренского. Художник сумел изобразить человека во власти вдохновения. Отчетливо выделяющееся светлым пятном на холсте лицо поэта несет на себе отпечаток полной поглощенности творчеством. И это при том, что Пушкин Кипренского очень человечен.
Но и Тропинин сумел передать нам человечность поэта. Его Пушкин отмечен внутренним достоинством и независимостью, открытостью и демократичностью, даже некоей домашностью, что особенно подчеркивает его одежда: рубашка расстегнута, шарф полуразвязан, халат полураспахнут.
Из прижизненных портретов Пушкина стоит отметить акварель П.Ф. Соколова (1836-1837), тончайшего психолога, знатока человеческой души. Пушкинское лицо на портрете Соколова светится не только умом. Оно отмечено печатью усталости и меланхолии, которыми пронизаны и письма поэта этой последней поры его жизни.
Скульптурные портреты Пушкина появились только после его смерти. Здесь прежде всего следует назвать имена таких ваятелей, как С.И. Гальберг и И.П. Витали.
Гальберг был ближе к посмертной пушкинской маске. Его Пушкин несколько идеализирован. Глядя на него, вспоминаешь пушкинское определение своего состояния: «Печаль моя светла…»
Иное дело – Витали, у которого Пушкин – великий человек, историческая личность. Трагические складки на лбу и надо ртом, мешки под глазами говорят о том, что Витали в качестве модели имел перед глазами пусть и воображаемого, но живого человека, которого незадолго до пушкинской смерти собирался лепить и потому многое в нем тщательно запомнил.
Из пушкинской иконографии прошлого века выделим еще прекрасный портрет В.А. Серова. Его Пушкин сидит на скамейке, полуоборотившись к зрителю, на фоне сумеречного и очень подвижного осеннего пейзажа: летят облака, вот-вот сорвутся листья с клонящихся веток. Развеваются волосы поэта, стронут ветром его галстук. На портрете Серова – все в движении: даже стремительно поднятая голова Пушкина, даже его взгляд, обращенный куда-то.
Особо хотелось бы отметить портрет Пушкина-лицеиста, выполненный В.А. Фаворским, и иллюстрации к «Евгению Онегину» Н.В. Кузьмина, где художник, замыслив проиллюстрировать лирические отступления романа, весьма щедро уснастил их пушкинской иконографией: «Как грустно мне твое явленье…», «Пушкин и Онегин», «Пушкин с музой на балу»…
Художник Г.Г. Чернецов, работая над известной картиной «Парад на Царицыном лугу», в апреле 1832 г. писал с натуры группу поэтов: А.С. Пушкина, И.А. Крылова, В.А. Жуковского и Е.И. Гнедича. Под изображением Пушкина рукой художника помечено: «…ростом 2 арш. 5 верш, с половиной», что в переводе на десятичную систему составляет 166, 74 см.
В настоящее время в Москве в музее А.С. Пушкина хранится единственный портрет маленького Пушкина (на портрете ему три года) работы неизвестного художника. Интересна история этого портрета. Миниатюра эта была подарена матерью Пушкина дочери выдающегося русского терапевта М.Я. Мудрова в год ее свадьбы с И.Е. Великопольским. Потомки М.Я. Мудрова всегда бережно хранили эту реликвию, впоследствии портрет был преподнесен артисту B.C. Якуту, исполнившему на сцене роль Пушкина. Тот, в свою очередь, отдал этот портрет в музей.