Каковы жанровые особенности поэмы Твардовского «Василий Теркин»?

Каковы жанровые особенности поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»?

Поэт так обозначил жанр своего произведения: «книга про бойца». Как он разъяснял своим читателям, «жанровое обозначе­ние… не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть» и т.п. Это совпадало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконен­ные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки». Или в другом месте: «Летопись не летопись, хро­ника не хроника, а именно „книга”, живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела».

В слове «книга» Твардовский видел намек на исконные народные представления и легенды об особой вожделенной книге, какова была в народном представлении, например, «Голубиная книга», книги Библии. «Сокровенность» книги, ее непреходящая ценность были понятны семье Твардовских, где «заветных» книг было несколько: произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и особенно любимый всеми сборник стихотворений Н. Некрасова, хранившийся в доме в красном углу под образами.

Слова «про бойца» в жанровом подзаголовке намекают на собира­тельность образа главного героя. Не случайно выбрано слово «боец», а не, например, «солдат». «Боец», т.е. абсолютно любой воюющий человек. Образ Теркина предельно обобщен: об индивидуально-личной биографии и судьбе героя, даже о его индивидуальных личных приметах не говорится почти ничего. Примечательно, что среди ва­риантов поэмы есть несколько глав, посвященных «личной биогра­фии» героя: о посещении им родного села, о переходе линии фронта и действиях в тылу врага вместе с партизаном дедом Данилой, рас­сказ о довоенной жизни Теркина и др. Однако в окончательной ре­дакции эти эпизоды сняты, поскольку они уводят в сторону, превра­щают произведение в повествование о жизни конкретного солдата.

Впоследствии в поэме «Теркин на том свете» Твардовский еще раз подчеркнул, что его герой – «общевойсковой».