РИФМА
Основные классификации
По месту ударения
Мужская (с ударением на последнем слоге):
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
(А.С. Пушкин)
Женская (с ударением на предпоследнем слоге):
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
(М.Ю. Лермонтов)
Дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге):
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю. Лермонтов)
Гипердактилическая (с ударением на четвертом и далее от конца слоге):
…опять кряхтят они:
любят ямбы редактора лающиеся.
А попробуй
в ямб
пойди и запихни какое-нибудь слово,
например, «млекопитающееся».
(В. Маяковский)
По расположению в строфе
Смежная (парная, зарифмованы две соседние строки — аа):
Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
Ворон! Где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?
(А.С. Пушкин)
Перекрестная (рифма идет через строчку — abab)-.
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу.
(С.А. Есенин)
Кольцевая (опоясывающая, две соседние зарифмованные строчки охвачены двумя другими зарифмованными строчками — abba)\
Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.
(А. Фет)
Тернарная (система тройной рифмовки в шестистишной строфе по схеме aab ccb):
Нет, не жди ты песни страстной,
Эти звуки — бред неясный,
Томный звук струны;
Но, полны тоскливой муки,
Навевают эти звуки Ласковые сны.
(А. Фет)
По звучанию
Точная (совпадают конечный ударный гласный и все следующие за ним звуки: «тобою — рукою»).
Ассонанс (совпадают гласные при частичном несовпадении согласных «облако — около»), /
Диссонанс (совпадают согласные (полностью или частично), но различны ударные гласные «страстный — грозный»),