Классификация схем
Для того чтобы помочь учителю разобраться в многообразии графических изображений и применять их в обучении, составлена классификация схем на основе четырех критериев:
- предназначение (для каких целей схемы используют в обучении);
- содержание (что отражают объекты, изображенные на схемах);
- время построения (когда происходит построение схем: заранее или во время учебного занятия);
- сопутствующие факторы (дополнительные средства, которые необходимы для понимания содержания схем).
В процессе обучения используются схемы всех вышеперечисленных типов. Подробнее рассмотрим, какую роль они играют в организации понимания, коммуникации и деятельности.
Классификация тем Критерии | Тип схем | объектно онтологические | направляющие | организационно деятельностные | Предназначение | Понимание, осмысление новых знаний | Организация коммуникации | Организация деятельности | Содержание | Обозначают объекты, которые отражают знания | Обозначают объекты, которые отражают реальные ситуации, систему событий | Обозначают объекты, которые отражают организационные формы деятельности, виды деятельности | Время построения | При подготовке к учебному занятию, при объяснении учебного материала | В процессе коммуникации | При подготовке к учебному занятию, при объяснении плана деятельности | Сопутствующие факторы | Текстовое сопровождение | Учебная задача, вопросы | Текстовое сопровождение, план учебного занятия |
|