Классификация схем

Классификация схем

Для того чтобы помочь учителю разобраться в многообразии графических изображений и применять их в обучении, составле­на классификация схем на основе четырех критериев:

  • предназначение (для каких целей схемы используют в обу­чении);
  • содержание (что отражают объекты, изображенные на схемах);
  • время построения (когда происходит построение схем: зара­нее или во время учебного занятия);
  • сопутствующие факторы (дополнительные средства, кото­рые необходимы для понимания содержания схем).

В процессе обучения используются схемы всех вышепере­численных типов. Подробнее рассмотрим, какую роль они иг­рают в организации понимания, коммуникации и деятельности.

Классификация тем

КритерииТип схем
объектно­

онтологические

направляющиеорганизационно­

деятельностные

Предна­значениеПонимание, осмысление новых знанийОрганизация

коммуникации

Организация

деятельности

Содер­жаниеОбозначают объекты, ко­торые отра­жают знанияОбозначают объекты, кото­рые отражают реальные си­туации, систе­му событийОбозначают объекты, кото­рые отражают организацион­ные формы дея­тельности, виды деятельности
Время по­строенияПри подготов­ке к учебному занятию, при объяснении учебного ма­териалаВ процессе коммуникацииПри подготовке к учебному заня­тию, при объяс­нении плана дея­тельности
Сопутст­вующие

факторы

Текстовое со­провождениеУчебная зада­ча, вопросыТекстовое со­провождение, план учебного занятия