Комедия определение

Комедия (от греч. komos, ode — песнь, праздник в честь Диониса) — драматический жанр, в котором характеры, действия, ситуации проникнуты комическим, представлены в смешных формах. Длительное время (вплоть до эпохи класси­цизма) комедия считалась «низким» жанром. Жанровые чер­ты комедии: наличие эффекта неожиданности, наличие ко­медийного противоречия, противостояния (безобразного — прекрасному, ничтожного — возвышенному, ложного — ис­тинному и т.д.), присутствие «смеха» как незримого положи­тельного лица произведния, рельефно выписанные характе­ры, наличие алогизмов, каламбуров, карикатуры, буффона­ды, пародии, использование автором приема гиперболы, гротеска, комических положений и диалогов . Типы ко­мического: юмор, сатира, ирония, сарказм, карнавальный смех, шутка, насмешка, каламбур. Различают комедию по­ложений, комедию интриги, комедию характеров, комедию нравов, комедию идей, комедию настроений, комедию-буф- фонаду, бытовую комедию, лирическую комедию, сатири­ческую комедию, героическую комедию, сентиментальную комедию.

Наиболее знаменитым античным автором комедий являет­ся Аристофан (11 комедий 425—388 гг. до н.э. — «Всадни­ки», «Облака», «Лисистрата», «Лягушки»). Разновидности ан­тичной комедии — сицилийская и аттическая (древняя, сред­няя, новая); кроме того, в римской комедии (была близка к аттической) принято выделять тогату, паллиату, литератур­ную ателлану, мим, народную комедию . Свойства ан­тичных комедий: доминирование личного авторского отноше­ния, осмеяние тех или иных человеческих пороков, норма­тивность оценок, четкое разделение добра и зла, положитель­ного и отрицательного.

В Средние века появляются фарс, интермедия, соти, фастнахтшпиль.

В эпоху Возрождения отправное начало комедий — че­ловеческая природа, представление о человеке как мере всех вещей. Драматурги раскрывают возможности комического — «способность исследовать само состояние мира» . Вели­колепные образцы комедий создает; У. Шекспир («Сон в лет­нюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего»). Одна из идей шекспировских ко­медий — идея безраздельной власти природы над человечес­кой душой.

Европейская литература создает устойчивые типы комедии: итальянская «ученая комедия», комедия дель арте, испанская комедия «плаща и шпаги», комедия-балет, «высокая» коме­дия французского классицизма .

В эпоху классицизма объектом осмеяния становятся чело­веческие пороки, черты, противоположные добродетели, — невежество, ханжество, мизантропия (комедии Ж.-Б. Мо­льера «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Мнимый боль­ной»). Основной ориентир классицистов — абстрактные нрав­ственные и эстетические нормы .

В эпоху Просвещения отправной точкой комедиографов становится здравый смысл. В эпоху романтизма «комедий­ный анализ исходит из представлений о несбыточном совер­шенстве мира, с помощью которых оценивается личность, а с другой стороны, из представлений о несбыточном совершен­стве личности, которыми выверяется мир. Исходная точка критики все время перемещается от мира к личности и от личности к миру. Ирония сменяется самоиронией (напри­мер, у Г. Гейне), самоирония перерастает в мировой скеп­сис. Мировой скепсис романтической иронии — родной брат мировой скорби романтической трагедии» .

В XIX веке комическое преломляется через развернутый эс­тетический идеал, включающий в себя народные представле­ния о жизни и человеке. Эта тенденция находит свое отраже­ние в русской литературе, где распространяются сатирические, общественно-обличительные комедии (Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский). В литера­туре XX века появляются социально-бытовые и лирические ко­медии (В. Маяковский, М. Зощенко, М. Булгаков).