С понятием сюжета произведения тесно связано понятие его композиции. Композиция – это последовательность в расположении отдельных частей и элементов произведения, порядок, в котором они следуют друг за другом. Прежде всего, по-разному могут быть расположены события самого сюжета. Сюжет может излагаться в прямой хронологической последовательности («Ионыч» А.П. Чехова); в нем могут быть отступления в прошлое (предыстория Павла и Николая Петровича в «Отцах и детях» И.С.Тургенева); наконец, последовательность событий может быть специально изменена (так, повести, составляющие сюжет «Героя нашего времени» М.Ю.
Лермонтова, расположены не в том порядке, в каком реально могли происходить описанные в них события). Существенным для композиции является и то, кто рассказывает о происшедших событиях: в том же романе М.Ю. Лермонтова повествование о Печорине сначала ведет простоватый, но наблюдательный Максим Максимыч, потом – «автор», публикующий дневник Печорина, и, наконец, сам Печорин. Это позволяет постепенно раскрыть всю глубину характера Печорина, идя от внешнего к внутреннему.
Однако понятие композиции шире, чем понятие сюжета.