Конфликт (от лат. conflictus — столкновение, удар, борьба, бой) — острое столкновение, противоборство, противоречие, возникающее между персонажами, либо героем и обстоятельствами, либо внутреннее противоречие героя. Теория конфликта была разработана Гегелем. Развитие конфликта в произведении составляет основу сюжетного действия. Этапы развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определяют все развитие сюжета и построение произведения. Конфликт является ядром темы, а его разрешение передает основную идею произведения . Существуют следующие виды конфликтов: локальный (предполагает возможность разрешения — роман «Поднятая целина» М.А. Шолохова) и субстанциальный (неразрешимый — роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина). Кроме того, на формальном уровне разграничивают конфликты между отдельными героями (рассказ «Дуэль» А.П. Чехова), конфликты личности и среды (Дж. Байрон, поэма «Путешествие Чайльд-Гарольда»), конфликты внутренние (трагедия «Макбет» У. Шекспира) В одном произведении могут быть представлены все типы конфликтов на формальном уровне (трагедия «Гамлет» У. Шекспира). Кроме того, существуют многоконфликтные произведения, в которых представлены различные уровни конфликтов (система частных конфликтов и один главный, определяющий конфликт). Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» главный, определяющий течение жизни конфликт — это борьба между силами, разъединяющими людей (ложные ценности), и между тем, что их объединяет (добро) . Конфликт в произведении может быть мнимым, ложным («Ревизор» Н.В. Гоголя). В этом случае и сюжет не получает соответственного развития и движется по кругу. Конфликт может быть неявным, завуалированным, уходить в подтекст (пьесы А.П. Чехова). Каждая эпоха в развитии литературы порождала свой определенный тип конфликта. Так, для античной литературы был характерен конфликт ограниченных возможностей человека и довлеющего над ним рока; для произведений Средних веков — конфликт Божественного и дьявольского, плотского; для литературы эпохи Возрождения — конфликт разносторонне развитой, талантливой личности, полной жизненных сил и способностей, и антигуманных обстоятельств; для литературы барокко — конфликт прекрасного и низменного в человеческой натуре; для произведений классицизма — конфликт между чувством и долгом; для романтиков — конфликт между идеалом и действительностью; для реалистов — конфликт между сущностью человека и реальными условиями его существования; для модернистов — конфликт между сознанием и подсознанием.
Конфликт Определение
Сочинения по литературе - Готовые сочинения для всех