Краткое содержание – Берег – Бондарев

Ю. Бондарев — роман «Берег». Осмысление войны как величайшей трагедии русского народа пришло в литературу в конце 50-х — начале 60-х годов. С именами Г. Бакланова, Быкова, К. Воробьева, Ю. Бондарева связана вторая волна военной прозы. Критики называли ее «лейтенантской прозой». За книгами этих писателей закрепилось и другое название — произведения «окопной правды». Личный фронтовой опыт писателей, безусловно, сыграл большую роль в восприятии ими событий и героев. Особый акцент в этих произведениях был сделан на описании трудностей жизни и быта на войне. Преодоление этих трудностей было, по мысли этих писате­лей, настоящим подвигом, равновеликим какому бы то ни было героическому поступку. По-новому осмысливали они все происходящее на фронте. Официальная критика зачастую была нетерпима к таким произведениям. В статьях литерату­роведов появились термины «ремаркизм», «заземление под­вига», «дегероизация». Появление подобных оценок не было случайным: очень непривычно было смотреть на войну из око­пов, глазами простого солдата или лейтенанта.

Война совсем не фейерверк,

А просто трудная работа,

Когда,

черна от пота,

вверх

Скользит по пахоте пехота.

Так, передавая саму суть происходящего на фронте, писал М. Кульчицкий. Свое видение событий присутствует и у Ю. Бондарева в романе «Берег».

Время действия в романе — май 1945-го и 1971 год. Воен­ные главы рассказывают о вступлении Советской Армии на территорию фашистской Германии. С большой симпатией, правдивостью, психологической глубиной изображает автор своих героев: лейтенанта Андрея Княжко и лейтенанта Ники­тина, старшего сержанта Зыкина, бойца Ушатикова. Проти­вопоставлен им, пожалуй, сержант Меженин, человек корыс­тный, расчетливый.

Настоящее художественное открытие делает Ю. Бондарев, показывая, каких невероятных душевных сил стоит каждому солдату и офицеру последний бой. Лейтенант Княжко в этой ситуации остается верен себе. Это романтический герой со своими идеалами и представлениями о жизни. Вместе с тем ему свойственна бескомпромиссность, твердость убеждений, душевная стойкость. Взяв под артиллерийский прицел двух­этажный дом, в котором засели перепуганные гитлерюгенды, он предложил им прекратить бессмысленное сопротив­ление. С белым платком отправился он на переговоры. Но вдруг раздался неожиданный выстрел сержанта Меженина. Немцы открыли ответный огонь, в результате чего Княжко погиб.

Лейтенант Никитин — герой ищущий, рефлектирующий. Кри­тики сравнивали двух этих персонажей с героями Л.Н. Толстого

Андреем Болконским (Андрей Княжко) и Пьером Безухо­вым (Никитин). Именно у Никитина завязываются роман­тические отношения с Эммой, хозяйкой дома, где останови­лись русские солдаты. И автор не осуждает своего героя, на­против, он возводит любовь на пьедестал, так как чувства ге­роев искренни, а помыслы их чисты. Однако обстоятельства сложились так, что отношения эти должны были прерваться. Герои расстались, у каждого из них была своя жизнь. Встре­тились они спустя много лет. Никитин стал известным писа­телем, Эмма — госпожой Герберт. Однако оказалось, что в душе ее по-прежнему живы чувства к тому русскому лейте­нанту. Но время невозможно повернуть вспять, прошлое не­возвратимо…

Роман проникнут философской проблематикой. Так, очень важен в нем образ берега. Этот образ существует для героя и как воспоминания детства, и как мечта. «…Теплая вода полу­денной реки, приятный запах лошадей, дегтя, сладкого сена на телегах, и тот берег, зеленый, таинственный, прекрасный, обещавший ему всю жизнь впереди». К этому берегу Ники­тин неустанно стремится душой, пытается обрести его в своей жизни. Заканчивается роман именно этим образом. В самоле­те Никитину становится плохо, Самсонов, друг его и коллега, зовет его. Но тот уже «без боли, прощаясь с самим собой, мед­ленно плыл на пропитанном запахом сена пароме в теплой полуденной воде, плыл, приближался и никак не мог прибли­зиться к тому берегу, зеленому, обетованному, солнечному, ко­торый обещал ему всю жизнь впереди».

Таким образом, «берег» в романе Ю. Бондарева — это не­кий нравственный идеал, человеческое стремление к прекрас­ному.