Л.Н. Толстой – повесть «Холстомер». В центре изображения писателя – табун лошадей, каждая из которых очеловечена, наделена людскими чувствами, мыслями. Тут присутствуют жалость и жестокость, гордость и зависть, беспечность молодости и угрюмое сознание собственной дряхлости. Как замечает С.А. Розанова, «табун – это метафора современного общественного организма», Холстомер же символизирует собой судьбу попранного, униженного, порабощенного мужика.
Одновременно здесь звучит авторская мысль о гуманном обращении с животными. «Я был пегий, – замечает Холстомер, – я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и не себе, как это свойственно всему живому». И только потому, что он «пегий», к нему относятся как к вещи, не представляющей большой ценности, но которую можно все же купить и продать. Сначала его купил гусарский офицер, конь полюбил его, всей душой привязался к нему. А тот вскоре загнал Холстомера, пустившись в погоню за своей любовницей. И коня продали, он поменял нескольких хозяев, а затем достался местному приказчику. И вот однажды к ним приехал гость, в котором Холстомер узнал своего первого хозяина, гусара. Потом конь заразился коростой от другой лошади, и через пять дней люди, понимая, что он теперь ни на что не годен, перерезали Холстомеру горло. Много позже умер и гусар Серпуховский. И в описании смерти лошади у Толстого гораздо больше сочувствия, чем в описании смерти человека.
Характерно, что эти образы (образ коня и образ человека) в повести противопоставлены. Гусар Серпуховский – бесшабашный, не слишком умный, легкомысленный человек, превратившийся с возрастом в жалкое и никчемное существо. Старый мерин же сохраняет мудрость, терпимость, определенное достоинство. Мир людей в повести противопоставлен миру животных. Конь у Толстого в полной мере осознает всю жестокость и нелепость понятий, царящих в мире людей. Писатель использовал все наивное, отстраненное, незамутненное ложными представлениями сознание Холстомера, чтобы обнажить всю уродливость существующей жизни. Как отмечает С.А. Розанова, «драматическая история «одной лошади», сочиненная писателем, – апофеоз конягам, чьи «божьи жизни» были отданы труду, покорному служению людям».