Краткое содержание – Холстомер – Толстой Лев

Л.Н. Толстой – повесть «Холстомер». В центре изобра­жения писателя – табун лошадей, каждая из которых очело­вечена, наделена людскими чувствами, мыслями. Тут при­сутствуют жалость и жестокость, гордость и зависть, бес­печность молодости и угрюмое сознание собственной дрях­лости. Как замечает С.А. Розанова, «табун – это метафора современного общественного организма», Холстомер же сим­волизирует собой судьбу попранного, униженного, порабо­щенного мужика.

Одновременно здесь звучит авторская мысль о гуманном обращении с животными. «Я был пегий, – замечает Холстомер, – я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и не себе, как это свойственно всему живому». И только потому, что он «пегий», к нему относятся как к вещи, не представляющей большой ценности, но кото­рую можно все же купить и продать. Сначала его купил гусар­ский офицер, конь полюбил его, всей душой привязался к нему. А тот вскоре загнал Холстомера, пустившись в погоню за своей любовницей. И коня продали, он поменял нескольких хозяев, а затем достался местному приказчику. И вот однажды к ним приехал гость, в котором Холстомер узнал своего первого хо­зяина, гусара. Потом конь заразился коростой от другой ло­шади, и через пять дней люди, понимая, что он теперь ни на что не годен, перерезали Холстомеру горло. Много позже умер и гусар Серпуховский. И в описании смерти лошади у Тол­стого гораздо больше сочувствия, чем в описании смерти че­ловека.

Характерно, что эти образы (образ коня и образ человека) в повести противопоставлены. Гусар Серпуховский – бесша­башный, не слишком умный, легкомысленный человек, пре­вратившийся с возрастом в жалкое и никчемное существо. Старый мерин же сохраняет мудрость, терпимость, определен­ное достоинство. Мир людей в повести противопоставлен миру животных. Конь у Толстого в полной мере осознает всю жестокость и нелепость понятий, царящих в мире людей. Пи­сатель использовал все наивное, отстраненное, незамутнен­ное ложными представлениями сознание Холстомера, чтобы обнажить всю уродливость существующей жизни. Как отмеча­ет С.А. Розанова, «драматическая история «одной лошади», сочиненная писателем, – апофеоз конягам, чьи «божьи жиз­ни» были отданы труду, покорному служению людям».