Краткое содержание – Счастье – Чехов

А.П. Чехов – рассказ «Счастье». – В этом рассказе, близком по жанру к бытовой притче, Чехов поднимает важ­нейшую проблему – в чем состоит человеческое счастье? Пи­сатель представляет нам героев, воплощающих два совершен­но разных представления о счастье. Это два пастуха – старик и молодой юноша. Первый считает, что счастье заключается в деньгах, богатстве. Он озабочен поисками заговоренных кла­дов, мечтает отыскать сокровище. Однако когда его спраши­вают о том, каким будет применение его находки, он теряется и не знает ответа на этот вопрос.

Второй пастух – молодой юноша, жизнерадостный, меч­тательный, любознательный. Этому герою интересна сама жизнь, он счастлив своей молодостью, наслаждается красо­той окружающего мира. Этот герой воплощает иное представ­ление о счастье – счастье есть сама жизнь.

В рассказе Чехова есть и третий персонаж. Это господский объездчик Пантелей, человек образованный, рассудительный, степенный, умудренный жизненным опытом. Он выступает своеобразным связующим звеном между стариком и юношей. Старик пытается заинтересовать Пантелея рассказами о не­чистой силе, о кладах. И вначале объездчик вроде бы прони­кается интересом к этому вопросу. Возможно, он даже подумывает о том, не бросить ли ему свою размеренную, но несча­стливую жизнь и не заняться ли поисками сокровищ. Но вот старик рассказывает о своей семье, о том, как безуспешно искали клады его отец и брат. И с грохотом бадьи, упавшей в шахте, – отзвуком выстрелов солдата возле крепости в Та­ганроге, – последние сомнения покидают этого героя.

Все эти три образа в рассказе Символичны. Отмечая связь рассказа с библейской проблематикой, критики писали, что старик воплощает собой Отца, юноша – Сына, объездчик Пантелей – Святого Духа. Также можно предположить, что старик и юноша олицетворяют собой Ветхий и Новый заветы. Ведь недаром их ремесло – пастухи. Этимологически это сло­во связано со словом «пастырь» – «духовный учитель». Овцы же в рассказе воплощают собой людей. Известное библейс­кое выражение – «заблудшая овца». Так говорят о человеке, отступившем от веры. В таком случае Пантелей должен дать людям какой-то иной завет. И именно он принесет им абсо­лютное счастье.