А.П. Чехов – рассказ «Счастье». – В этом рассказе, близком по жанру к бытовой притче, Чехов поднимает важнейшую проблему – в чем состоит человеческое счастье? Писатель представляет нам героев, воплощающих два совершенно разных представления о счастье. Это два пастуха – старик и молодой юноша. Первый считает, что счастье заключается в деньгах, богатстве. Он озабочен поисками заговоренных кладов, мечтает отыскать сокровище. Однако когда его спрашивают о том, каким будет применение его находки, он теряется и не знает ответа на этот вопрос.
Второй пастух – молодой юноша, жизнерадостный, мечтательный, любознательный. Этому герою интересна сама жизнь, он счастлив своей молодостью, наслаждается красотой окружающего мира. Этот герой воплощает иное представление о счастье – счастье есть сама жизнь.
В рассказе Чехова есть и третий персонаж. Это господский объездчик Пантелей, человек образованный, рассудительный, степенный, умудренный жизненным опытом. Он выступает своеобразным связующим звеном между стариком и юношей. Старик пытается заинтересовать Пантелея рассказами о нечистой силе, о кладах. И вначале объездчик вроде бы проникается интересом к этому вопросу. Возможно, он даже подумывает о том, не бросить ли ему свою размеренную, но несчастливую жизнь и не заняться ли поисками сокровищ. Но вот старик рассказывает о своей семье, о том, как безуспешно искали клады его отец и брат. И с грохотом бадьи, упавшей в шахте, – отзвуком выстрелов солдата возле крепости в Таганроге, – последние сомнения покидают этого героя.
Все эти три образа в рассказе Символичны. Отмечая связь рассказа с библейской проблематикой, критики писали, что старик воплощает собой Отца, юноша – Сына, объездчик Пантелей – Святого Духа. Также можно предположить, что старик и юноша олицетворяют собой Ветхий и Новый заветы. Ведь недаром их ремесло – пастухи. Этимологически это слово связано со словом «пастырь» – «духовный учитель». Овцы же в рассказе воплощают собой людей. Известное библейское выражение – «заблудшая овца». Так говорят о человеке, отступившем от веры. В таком случае Пантелей должен дать людям какой-то иной завет. И именно он принесет им абсолютное счастье.