Кто такой Василий Голицын? Историческое сочинение и Биография

Василий Голицын

Князь Василий Голицын жил в середине XVII — начале XVIII вв., но его государственная деятельность приходится на время правления Федора Алексеевича и регентства Софьи Алексеевны (1682-1689 гг.). В эти годы он фактически являлся канцлером России. Голицын выдвинул комплекс преобразовательных мер, направленных на развитие страны: отмена смертной казни за критику власти; развитие просвещения. Увеличение числа школ, разрешение всем желающим ездить за границу для получения образования, приглашение в Россию европейских учителей и ученых, издание европейских книг; политика протекционизма для развития торговли и ремесел; освобождение крестьян от власти помещиков. Голицын предлагал передать крестьянам обрабатываемые ими земли и ввести «поголовной» подати с и крестьянских хозяйств. По мысли Голицына, страна получила хозяйственного крестьянина с чувством собственного достоинства. Рассматривалось и изменение положения дворянства: предполагался отказ от дворянского ополчения. Дворяне лишались дохода с поместий, но получали высокое жалование за службу в регулярной профессиональной армии. Офицеры-дворяне должны были организовать обучение рядовых дворян и унтер-офицеров. Голицын был сторонником введения европейской формы быта. Во внешней политике Голицын выступал за продвижение на юг и завоевание выхода к Черному морю. Для борьбы с Османской империей был заключен «Вечный мир» с Речью Посполитой (1686 г.), по условиям которого Левобережная Украина и Киев навсегда отходили к России. Россия вступила в Антитурецкую лигу. В 1687 и 1689 г. были предприняты Крымские походы, которые не принесли существенных результатов, но сопровождались большими потерями. Падение Софьи в 1689 г. и приход к власти Петра обусловили дальнейшую судьбу Голицына и его реформ. Князь был снят с поста и сослан на север.

Голицын является одним из представителей поколения т.н. западников XVII века наряду с А. Ординым-Нащокиным, Г. Котошихиным и другими. Большинство его замыслов не были реализованы, но очевидно, что сделанные шаги способствовали европеизации России. В отличие от последующих реформ Петра это была постепенная модернизация страны. Открытие Славяно-греко-латинской академии (1687) способствовало развитию образования. Начата была борьба за овладение Северным Причерноморьем, которую через 100 лет завершит Екатерина Великая.