Любовная лирика Блока

В чём своеобразие раскрытия любовной темы в творчестве А.А. Блока?

Своеобразие раскрытия любовной темы в творчестве А.А. Блока строится на основах символизма как литературного направления. В центре видения мира у Блока, поэта-символиста, находится символ как отражение материальных и духовных сторон действи­тельности.

В своём первом большом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» темы любви и Вечной Женственности сочетаются органи­чески. В понимании Блока, Прекрасная Дама как олицетворение гармонии и красоты должна воодушевлять на подвиги во имя достижения идеала, в чём бы этот идеал воплощён ни был.

Лирическая героиня этого цикла — его возлюбленная, ниспос­ланная ему Небом, чистая, мудрая, отстранённая от прозы жизни прекрасная женщина. Сам же лирический герой — ее вернопод­данный, её смиренный поклонник и почитатель. Ее рыцарь. Он посвящает всю жизнь служению своей Даме, своему кумиру.

В стихах, в поэме «Соловьиный сад», в цикле «На поле Ку­ликовом» образ возлюбленной поэта лишён конкретных черт. Он лишь намечен лёгкими штрихами, он лишь угадывается сквозь дымку тумана («На поле Куликовом»), в таинственной по­лутьме храма («Я отрок. Зажигаю свечи»), в тенистой мгле сада:

И она меня, лёгкая, манит И круженьем, и пеньем зовёт.

(«Соловьиный сад»)

Как изображён образ Прекрасной Дамы в стихотворении «Незнакомка»? Лирический герой — человек города, он из образованной интеллигентной среды. Пошлость мещанско- буржуазной обстановки, «скука загородных дач», полупьяная публика провинциального ресторана — привычные впечатле­ния лирического героя, человека праздного и неприкаянного. Прекрасная Дама, посещая ресторан, создаёт впечатление неуловимой, необозначенной тайны:

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна…

Но лирический герой слишком далёк от мира грёз и ил­люзий. В его власти — стать причастным к тайне прекрасной незнакомки, но он не стремится к этому: ведь «терпкое вино» овладело всем его существом, обезличило чувства.

Проза жизни оказывается несовместимой с идеалами. В сти­хотворении «Россия» лирическая героиня, красавица крестьянка, олицетворяет собой этнический образ России глубинной, сель­ской, заповедной. Для поэта Родина не мать, но возлюбленная, «величавая, вечная Жена». Сам же автор привязан к родной земле; ему дороги её история, разбойный, вольный нрав, стихийные по­рывы, необозримо широкие дали («лес да поле») и долгие дороги, нежность, кротость и грусть. Картины природы и черты идеально прекрасной женщины соединились в одном образе.