Мелодрама определение

Мелодрама (греч. melos — «песня, мелодия» и drama — «действие») — драматический жанр, зародившийся внутри жанра трагедии и вобравший в себя также комедийные эле­менты. Характерные свойства: камерность, рассмотрение веч­ных проблем в рамках частной жизни, наличие острой, запу­танной интриги, наличие морально-дидактического элемен­та, эмоциональная насыщенность, резкий контраст добра и зла, однозначность нравственных оценок, использование воз­вышенного стиля в языке мелодрам, широкое использование средств художественной выразительности (метафор, гипербол, литот, сравнений). В основе сюжета мелодрам — частный случай, «обычная жизнь» простых людей. Жанр возник в конце XVIII века во Франции. Первоначально в мелодраме был си­лен элемент дидактизма, мелодрамы создавались «для посрам­ления злодейства и для торжества добродетели», заканчива­лись пьесы соответственно: зло было наказано и справедли­вость торжествовала. При этом мелодрамы были насыщены социальной проблематикой (пьесы Ж.М. Монвеля, Э. Суве- стра), в них были весьма значимы свободолюбивые, пропа­гандистские мотивы. Однако затем доминирующими момен­тами стали внешняя занимательность, романтическая темати­ка, сентиментальность . Формированию жанра во мно­гом способствовала так называемая «мещанская драма», а также готические романы (мелодрама «Страшный лес» Лоэзель-Тре- огата, мелодрама «Селина, или Дитя тайны» Гильбера де Пик- срекура). В XVIII веке мелодрама сыграла большую роль в преодолении канонов классицистской комедии и в формиро­вании стилистики романтизма [81]. Жанр европейской ме­лодрамы представлен в творчестве Фредерика дю Пти-Мэрэ, Буари, Антье, В. Дюканжа, Э. Сю, А. Дюма, М. Льюиса, Т. Холкрофта. В России мелодрама появилась в 20-е годы XVII  века (пьесы Н.В. Кукольника, Н.А. Полевого), в дан­ном жанре писал А.В. Луначарский («Поджигатели», «Мед­вежья свадьба»), позже — А.Н. Арбузов («Таня», «Иркутская история», «Мой бедный Марат», «Сказки старого Арбата», «В этом милом старом доме», «Старомодная комедия»).