Музыка, театр, балет, кинематограф
В развитии искусства выделяются следующие моменты.
- В русской музыке развивались две противоположные тенденции: с одной стороны, творчество композиторов бывшей «Могучей кучки» (последним русским классиком в музыке считается Н. А. Римский-Корсаков), с другой – творчество композиторов-новаторов, пытавшихся выйти за рамки традиционной классической музыки (А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский).
- Певческая культура. На рубеже веков в России выделяется целая плеяда знаменитых исполнителей музыкальных произведений: оперные и камерные певцы – лирический тенор Л. В. Собинов, сопрано А. В. Нежданова, бас Ф. И. Шаляпин. Отдельно следует рассматривать музыкально-театральное творчество композитора, поэта, актера и исполнителя собственных песен А. Н. Вертинского.
- Балет. К началу XX в. русский балет являлся лучшим в мире. В русском балетном искусстве также существовали два направления: классический балет (продолжение традиций М. Петипа, яркой представительницей была ведущая балерина Мариинского театра М. Ф. Кшесинская) и «новый балет», главной отличительной чертой которого было сочетание балета с декорациями и костюмами (оформителями спектаклей становились знаменитые художники – К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих). Один из известнейших постановщиков «нового балета» – М. Фокин, танцовщики – А. П. Павлова (знаменитая хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь») и В. Ф. Нижинский. На мировую сцену русский балет вывел С. П. Дягилев, организовывавший «Русские сезоны за границей» – ежегодные выездные фестивали русской музыки и балета (с оформлением современных русских художников) в странах Европы (Франция, Англия), затем в США в 1907-1913 гг.
- В развитии русского театра рубежа веков прослеживаются две основные тенденции. Во-первых, демократизация, то есть создание множества самостоятельных трупп и частных театров в провинции после указа 1882 г. об отмене государственной театральной монополии. Изменившим судьбу русского театра событием стало открытие К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в 1898 г. Московского Художественного театра. Вторая тенденция – возникновение русских театральных актерско-режиссерских школ. Тремя наиболее крупными режиссерами рубежа веков были: К. С. Станиславский – создатель русской актерской психологической школы, то есть знаменитой «системы Станиславского» (две главные идеи: при создании спектакля ведущая роль принадлежит режиссеру, перед каждым актером стоит «сверхзадача» – он должен не играть роль, а стать ею, передав зрителю всю глубину психологического образа), В. Э. Мейерхольд (создатель актерской системы «биомеханика») и Е. Б. Вахтангов.
- В самом конце XIX в. возникает совершенно новый вид искусства – кинематограф (самый доступный публике, зачаток массовой культуры). Киноискусство быстро развивается в России: в 1903 г. появились первые стационарные кинотеатры, с 1907 г. началось регулярное производство кинофильмов (сначала были только документальные фильмы, затем – игровые картины, но все фильмы были немыми и черно-белыми). Российские деятели кино: режиссеры – Я. А. Протазанов и А. А. Хонжонков, актеры – И. И. Мозжухин, В. В. Холодная и др.
Значительную роль в развитии музыкально-театрального и других искусств сыграли меценаты (предприниматели, оказывавшие частную поддержку деятелям культуры), самыми известными из которых были С. И. Мамонтов (создатель Московской частной русской оперы, сделавший имение Абрамцево центром художественной жизни России) и С. Т. Морозов (внес огромный вклад в финансирование Московского Художественного театра).