Музыка, театр, балет
Музыка, театр и балет характеризуются следующими моментами.
- Музыка. В XIX в. возникает русская национальная музыкальная школа. Основными направления развития музыки в XIX в. были:
- в первой половине века: появление и развитие особого жанра – русского романса (А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, А. Е. Варламов), а также творчество композитора М. И. Глинки – основоположника национальной композиторской школы и всех жанров отечественной профессиональной музыки (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», симфонические и инструментальные произведения) и А. С. Даргомыжского;
- во второй половине XIX в. – две противоположные тенденции в развитии русской музыкальной школы:
- с одной стороны, творчество петербургской группы композиторов «Могучая кучка» во главе с М. А. Балакиревым (М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи) – ориентация на русские музыкальные традиции и русские сюжеты, народное творчество;
- с другой – творчество ориентированных на западные музыкальные образцы композиторов А. Г. Рубинштейна (создатель первой русской консерватории в Петербурге) и его ученика П. И. Чайковского (оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», музыка к балетам «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»).
- Театр и балет. В начале XIX в. в театральном искусстве господствовал классицизм, в 1820-1830-е гг. – романтизм, с 1840-х гг. – реализм. В XIX в. существовали и создавались как частные (среди которых выделялись крепостные театры аристократов), так и государственные театры (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Ставились произведения и европейских и отечественных авторов (Н. В. Гоголя, Д. И, Фонвизина, А. П. Чехова). Наиболее известные актеры этого периода: П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, М. Н. Ермолова, В. Н. Комиссаржевская, К. А. Варламов и др.
В XIX в. возникает классический русский балет, фактическим создателем которого стал переехавший в Россию французский танцор и балетмейстер М. И. Петипа.