Назовите известные вам пушкинские места в Петербурге.
Жизнь и творчество Пушкина неотделимы от истории города.
Пушкин любил Петербург, он прожил в нем большую часть своей творческой жизни.
В 1817 г. по широкому шоссе, ведущему от Царского Села до Московской заставы, приехал в Петербург только что окончивший лицей молодой Пушкин. Петербург – центр русской науки, искусства, культуры – втянул Пушкина в свой водоворот. Поэт жадно впитывал все, что давала столица и окружавшие его люди. Он хотел стать «в просвещении с веком наравне», как сказал впоследствии в «Послании к Чаадаеву».
Свою первую фантастическую поэму «Руслан и Людмила» Пушкин начал еще в лицее, а закончил в Петербурге, в старой Коломне.
Коломна – одна из самых бедных частей города. Коломна не похожа ни на столицу, ли на провинцию. Жизнь в ней скучна и однообразна. Всегда очень тихо.
В доме вице-адмирала Клокачева, сохранившемся до наших дней (Фонтанка, № 185), жила семья Пушкиных. Здесь собирались друзья поэта, велись вольнолюбивые разговоры, читались эпиграммы и стихи.
Вечера Пушкин часто проводил в доме своего друга Никиты Всеволожского по Екатерингофскому проспекту, № 39, неподалеку от Коломны.
Молодого Пушкина привлекал и салон Олениных, проживавших по Фонтанке, № 101. А. Оленин, человек всесторонне образованный, тонкий ценитель литературы и искусства, объединял вокруг себя культурных и талантливых людей, охотно посещавших его дом.
Многие дома на набережной Фонтанки связаны с именем Пушкина.
Частым гостем бывал Пушкин в квартире братьев Тургеневых, проживавших в третьем этаже дома князя Голицына по Фонтанке, № 20. Здесь происходили собрания литературного общества «Арзамас», на последних заседаниях которого присутствовал молодой Пушкин, носивший прозвище Сверчок.
Из окон квартиры Тургенева открывался вид на Фонтанку, Летний сад, Михайловский замок, замечательное творение архитектора Баженова. «К ним, – вспоминает Вигель, – т.е. к меньшему брату Николаю, собирались нередко высокоумные молодые вольнолюбцы, кто-то из них, смотря в открытое окно на пустой, тогда забвенный, брошенный дворец, шутя предложил Пушкину написать о нем стихи…» Так появилась знаменитая ода «Вольность», послужившая одним из поводов к высылке Пушкина из Петербурга.
Дом № 25 по Фонтанке связан с именем братьев Муравьевых. Здесь бывали историк Карамзин, поэт Батюшков, Пестель. В этом доме собирался кружок будущих декабристов, о которых вспомнил впоследствии Пушкин в X главе «Евгения Онегина»:
Витийством резким знамениты.
Сбирались члены сей семьи У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.
Многочисленные эпиграммы и вольнолюбивые стихи Пушкина читались в списках буквально всеми. Это дало повод Александру I сказать: «Пушкина надобно сослать в Сибирь. Он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает».
В Петербург Пушкин возвратился после многих лет ссылки известным всей России поэтом.
Одной из первых квартир Пушкина была квартира в доме Оливье по Пантелеймоновской улице, вблизи Летнего сада (дом не сохранился). Поэт любил Летний сад с его тенистыми аллеями, мраморными статуями и Летним дворцом Петра. В одной из глав неоконченной повести «Арап Петра Великого» действие происходит в этом дворце.
В письме к жене (1834) Пушкин писал: «…Летний сад – мой огород. Я, вставши от сна, иду туда в халате и туфлях».
От Летнего сада открывается широкая перспектива Невской набережной, ее «строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой ее гранит, ее оград узор чугунный…».
У Сенатской площади стоит великолепный дом с красивой гранитной лестницей, построенный Тома де Гомоном. По этой лестнице 16 мая 1829 г. поднимался Пушкин с рукописью «Бориса Годунова». Среди гостей, слушавших чтение трагедии, были Мицкевич и Грибоедов. В этом доме у Трубецкого собирались члены тайного общества. Отсюда уехала в далекую Сибирь Екатерина Трубецкая, чтобы разделить участь своего мужа. Дом этот оказался и в центре событий декабрьского восстания. Заговорщики выставили свои войска на Сенатской площади, где возвышается замечательный памятник Петру I работы скульптора Фальконе – Медный всадник, получивший это название благодаря гениальной поэме Пушкина.
По-иному выглядела в пушкинское время Сенатская площадь: не было сквера, здание Исаакиевского собора было в лесах, не существовало громадных зданий Сената и Синода. Площадь замыкалась домом князя Лобанова-Ростовского, у подъезда которого «с подъятой лапой, как живые, стоят два льва сторожевые».
Тяжкими узами привязал Николай I поэта ко двору. «Пушкин порядочный шалопай, но если направить его перо и речи, то это будет выгодно», – высказывал свои соображения царю шеф жандармов Бенкендорф. Пушкина надо было сделать придворным писателем и поэтом, следить за его работой, его поведением, его действиями. Поэтому Николай «жалует» Пушкина званием камер-юнкера. В своем дневнике поэт записывает: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничковом». В небольшом Аничковом дворце (Невский проспект, 39), построенном еще в середине XVIII в. архитекторами Земцовым, Дмитриевым, Трезини, Растрелли и Кваренги, Николай I устраивал вечера, на которых присутствовало все великосветское общество, где должен был бывать камер-юнкер Пушкин с Натальей Николаевной.
Тяжелый, великолепный Зимний дворец, создание зодчего Растрелли, как бы символизирующий царское самодержавие, также не раз видел в своих стенах Пушкина. Поэт бывал на балах, придворных церемониях, парадах. Бросая вызов придворному Петербургу, Пушкин создал «Памятник», в котором с необыкновенной глубиной оценил смысл и значение своего творчества. Глубоко веря в будущее своего народа и родины, он провидел иные времена, когда «назовет меня всяк сущий в ней язык».
Нерукотворный памятник поэта «вознесся выше главою непокорной Александрийского столпа». Только что воздвигнутая в центре Дворцовой площади колонна – одно из самых высоких сооружений тогдашнего Петербурга. Созданная из единого гранитного монолита, поставленная прямо на цоколь, увенчанная фигурой ангела с лицом Александра I, эта колонна завершает ансамбль Дворцовой площади, одной из самых красивых площадей мира. Зимний дворец замыкается как бы полукругом великолепного здания Главного штаба (архитектор Росси) с его смело развернутой в сторону Невского проспекта аркой, увенчанной квадригой несущихся коней.
В здании Главного штаба помещался архив, в котором по разрешению царя работал Пушкин. В этот период усиленных занятий историей России (1833-1835 гг.) Пушкин летом жил на даче в пригороде Петербурга – на Черной речке, – местности, названной так благодаря темному цвету воды, который придавали ей заросли ольхи, спускающей свои корни в воду. Несмотря на дальность расстояния, Пушкин ежедневно ходил в город для занятий. Погружаясь в изучение прошлого своей родины, поэт собирал материалы и документы петровской эпохи, Пугачевского восстания. Изучал он также библиотеку Вольтера, хранившуюся в Эрмитаже.
Мимо Зимнего дворца через мост Пушкин шел по Университетской набережной в университет, где бывал на лекциях по истории русской словесности. Далее по набережной, где высятся фигуры сфинксов, – Академия художеств (творение де Ла Мота и Кокоринова) – центр русского искусства. Здесь Пушкин познакомился с молодым художником Айвазовским, восторгался полотнами К. Брюллова. В 1836 г. на выставке работ молодых скульпторов, любуясь фигурами юношей работы Логановского и Пименова, Пушкин сказал: «Слава богу, и скульптура в России появилась народная».
Поэт – постоянный посетитель петербургских книжных лавок. Особенно часто бывал он в лавке Смирнина, помещавшейся на углу Конюшенной улицы (теперь ул. Желябова) и Невского проспекта. Пушкин говорил, что, как стекольщик разоряется на покупку необходимых ему алмазов, так и он не жалеет денег на покупку книг. В его библиотеке находился экземпляр книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», за который поэт заплатил 200 рублей.
В лавке Смирнина принималась также подписка на журнал «Современник», издателем и редактором которого был Пушкин. Журнал «Современник» должен был воспитывать вкусы публики, и редактор его объединил вокруг себя лучших писателей и поэтов той поры.
Последние 4 Месяца Пушкин прожил в доме княгини Волконской по набережной Мойки, № 12. Здесь теперь открыт музей-квартира А.С. Пушкина.
Небольшие светлые комнаты сохранили аромат эпохи. Пушкин ощущается здесь повсюду, особенно в кабинете, скромном, совершенно лишенном украшений и безделушек. Комната обставлена вещами, принадлежавшими поэту. «Пушкин был прост во всем, что касалось собственно до внешней обстановки, – писал первый его биограф П.В. Анненков. – Он не любил картин в своем кабинете, – и голая серенькая комната давала ему больше вдохновения, чем роскошный кабинет с эстампами, статуями и богатой мебелью, которые обыкновенно развлекали его».
За своим скромным письменным столом с раннего утра редактор «Современника» просматривал гранки, правил рукописи, беседовал с друзьями, поражая широкой эрудицией и правильными суждениями обо всем, чего бы только он ни касался. За этим столом Пушкин писал стихи, посвященные последней лицейской годовщине, написал послесловие к «Капитанской дочке», 19 октября 1836 г. ответил Чаадаеву на его «Философическое письмо».
Здесь занимался он «Историей Петра Великого», «Словом о полку Игореве», с длинных книжных полок брал нужные ему книги и ставил сюда вновь приобретенные. Чернильница с арапчонком, подаренная Пушкину его другом Нащокиным, стоящая на столе, гусиное перо, которым за час до дуэли было написано письмо писательнице Ишимовой, вещи, мебель, книги – все это дает представление о жизни и работе поэта.
В этой комнате Пушкин прочел анонимный пасквиль, так глубоко его оскорбивший. Здесь же были написаны гневные, полные возмущения письма Геккерну.
В роковой день дуэли, 27 января 1837 г., около часу дня Пушкин вышел из дому и направился в кондитерскую Вольфа и Беранже на углу Мойки и Невского (ныне д. № 18), где встретился со своим секундантом Данзасом. Оттуда они поехали на место дуэли – к Черной речке. Около 6 часов вечера тяжело раненного Пушкина привезли домой. На диване, окруженном книжными полками, в тяжелых мучениях умирал поэт.
«Прощайте, друзья мои», – обратился он к любимым книгам, спутникам всей его жизни. Перед смертью Пушкин вспомнил о лицейских друзьях: «Как жаль, что здесь нет Пущина и Малиновского, мне легче было бы умереть».
Рядом, в комнате, бывшей детской, висят портреты друзей, врачей, которые окружали умирающего поэта. Взволнованные записки В.Ф. Вяземской о состоянии здоровья Пушкина, бюллетени Жуковского, которые он вывешивал на входной двери, воспроизводят картину последних дней жизни поэта. Люди всех состояний и возрастов прошли через маленькую переднюю, где стоял гроб с телом Пушкина. На месте дуэли Пушкина, у Черной речки, был поставлен скромный обелиск. Биржевая площадь, одна из красивейших площадей города, названа Пушкинской.
Архив и музей Пушкинского дома на Тучковой набережной бережно хранят народное достояние – рукописи поэта, памятные предметы и вещи.