О ЧЕМ ПИШЕТ ЖЕНЩИНА

О ЧЕМ ПИШЕТ ЖЕНЩИНА

Первой поэтессой в мире была гречанка Сапфо. А вот с первой женщиной-повествователъницей все далеко не так просто. Проза — традиционно не женское дело: в европейскую эпическую традицию женщины только пришли в XIX веке, и то — зачастую под мужскими име­нами, как Жорж Санд (Аврора Дюпен) или Братья Белл (сестры Бронте). Русская литература тоже долго жда­ла появления женской прозы: мемуарная женская проза родилась в конце XVIII века благодаря княгине Дашковой, продолжилась девушкой в костюме гусара Надеждой Дуровой (опять — мужское платье!), а проза художе­ственная в полной мере покорилась женщинам только в середине XX века.

И только в Японии женщины пришли в прозу всерьез и надолго в незапамятные времена — самое первое худо­жественное произведение, написанное от лица женщины, появилось в 936 году.

«Считается, что дневники пишут мужчины. Теперь за это дело попробует приняться женщина» — так начина­ются знаменитые «Путевые заметки из Тоса», или «Тоса-никки», первый известный мировой литературе образец «женской прозы» и одновременно — первый в мире лите­ратурный дневник, «никки».

После «Тоса-никки» японская дневниковая проза обре­ла поистине женское лицо: самые блестящие образцы этого продуктивнейшего жанра, определившего не только япон­скую, но и европейскую дневниковую традиции, написаны именно женщинами: «Дневник» Идзуми Сикибу, «Дневник эфемерной жизни» Митицуна-но Хаха, «Дневник» Мураса­ки Сикибу, «Сарасина никки» Такасуэ.

Женская проза родоначальниц литературы никки уди­вительна: глубочайшие психологические наблюдения, остроумные словесные портреты, детально проработанные ситуации, гениально подмеченные бытовые и поведенче­ские мелочи… Женщины-писательницы не замахиваются на великое, славное, былое или будущее — они живопи­суют сегодняшнее, находят интересное в повседневном и вечное в изменчивом. И они оказываются удивительно правы: дневники возрастом старше тысячи лет сегодня — одно из самых увлекательных чтений в мире! Никки очаровательных японок с удовольствием читают самые изысканные литературные гурманы информационно изба­лованного XXI века!

Впрочем, женщины не были бы женщинами, если бы и здесь не скрывали какой-нибудь симпатичный секрет.

И он, конечно, есть.

Дело в том, что автором Тоса-никки, первой в мире женской прозы, на самом деле был мужчина. Это изящную шутку со своими читателями сыграл знаменитый средне­вековой японский поэт и теоретик стиха Ки-но Цураюки, человек крайне серьезный и прежде за мистификациями не замеченный.

Вот такое захватывающее начало у мировой женской прозы.