О ЧЕМ ПИШЕТ ЖЕНЩИНА
Первой поэтессой в мире была гречанка Сапфо. А вот с первой женщиной-повествователъницей все далеко не так просто. Проза — традиционно не женское дело: в европейскую эпическую традицию женщины только пришли в XIX веке, и то — зачастую под мужскими именами, как Жорж Санд (Аврора Дюпен) или Братья Белл (сестры Бронте). Русская литература тоже долго ждала появления женской прозы: мемуарная женская проза родилась в конце XVIII века благодаря княгине Дашковой, продолжилась девушкой в костюме гусара Надеждой Дуровой (опять — мужское платье!), а проза художественная в полной мере покорилась женщинам только в середине XX века.
И только в Японии женщины пришли в прозу всерьез и надолго в незапамятные времена — самое первое художественное произведение, написанное от лица женщины, появилось в 936 году.
«Считается, что дневники пишут мужчины. Теперь за это дело попробует приняться женщина» — так начинаются знаменитые «Путевые заметки из Тоса», или «Тоса-никки», первый известный мировой литературе образец «женской прозы» и одновременно — первый в мире литературный дневник, «никки».
После «Тоса-никки» японская дневниковая проза обрела поистине женское лицо: самые блестящие образцы этого продуктивнейшего жанра, определившего не только японскую, но и европейскую дневниковую традиции, написаны именно женщинами: «Дневник» Идзуми Сикибу, «Дневник эфемерной жизни» Митицуна-но Хаха, «Дневник» Мурасаки Сикибу, «Сарасина никки» Такасуэ.
Женская проза родоначальниц литературы никки удивительна: глубочайшие психологические наблюдения, остроумные словесные портреты, детально проработанные ситуации, гениально подмеченные бытовые и поведенческие мелочи… Женщины-писательницы не замахиваются на великое, славное, былое или будущее — они живописуют сегодняшнее, находят интересное в повседневном и вечное в изменчивом. И они оказываются удивительно правы: дневники возрастом старше тысячи лет сегодня — одно из самых увлекательных чтений в мире! Никки очаровательных японок с удовольствием читают самые изысканные литературные гурманы информационно избалованного XXI века!
Впрочем, женщины не были бы женщинами, если бы и здесь не скрывали какой-нибудь симпатичный секрет.
И он, конечно, есть.
Дело в том, что автором Тоса-никки, первой в мире женской прозы, на самом деле был мужчина. Это изящную шутку со своими читателями сыграл знаменитый средневековой японский поэт и теоретик стиха Ки-но Цураюки, человек крайне серьезный и прежде за мистификациями не замеченный.
Вот такое захватывающее начало у мировой женской прозы.