О кругозоре человека

О кругозоре человека

Человечество всегда стремилось к знаниям. Понятно, что в раннюю пору развития цивилизации представления людей о мире были очень ограниченными.

Проблема текста сводится к тому, что человечество, разви­ваясь, накапливало свои знания о жизни, и его кругозор ста­новился всё более широким. Комментируя данную проблему, можно сказать, что при этом каждый отдельно взятый человек приобретал в течение прожитых лет свой индивидуальный жиз­ненный опыт, свои представления о мире.

Исходя из вышесказанного, можно определить позицию автора. Он утверждает, что знания человека, личности, инди­видуума состоят как бы из двух пластов.

Первый — это то, что человек узнал для себя лично в течение всей своей жизни, начиная с младенческой поры и до своего финала. Это его собственные выводы, умозаключения о том, что он видит вокруг.

Второй пласт знаний человека — это сведения обо всём мире в целом, выработанные человечеством на протяжении веков. И от этого бесконечно огромного объёма знаний каждый человек, насколько он может, обязательно что-то должен для себя взять. В самом деле, маленький, только вставший на ноги ребёнок, подрастая, узнает об окружающем из многих источ­ников. Это общение с родителями, школа, обучение профессии, средства массовой информации, «молва», то есть общественное мнение о тех или иных сторонах действительности, сведения из области науки, культуры, политики и так далее. И эти два пласта знаний соединяются и определяют в человеке его ум, интеллект, его нравственные качества — определяют его как личность.

Здесь я соглашаюсь с позицией автора и подтверждаю её правильность следующим примером. Казалось бы, Михаил Ломоносов, крестьянин-помор, родившийся на Крайнем Се­вере, мог бы довольствоваться своей участью. Но пытливый ум, страстная любовь к наукам сделали его выдающимся учёным, воплотившим в своём образе славу и гордость России. Химия и физика, география и астрономия, художественные ремёсла, создание «Российской грамматики» — во всех этих сферах была видна рука гения и первооткрывателя. Как видим, очень важны и личный опыт человека, и полученные извне знания о внеш­нем, огромном и загадочном мире.

Доказательство второе правоты позиции автора подтверж­дает пример, взятый из трагедии Пушкина «Борис Годунов». Главный герой напутствует сына: «Учись, мой сын: наука со­кращает нам опыт быстротекущей жизни».

Роль научных знаний в жизни человечества особая: ему не нужно второй раз «изобретать велосипед» и «открывать Аме­рику».